Открытие Льва Выготского об актуальном и ближайшем развитии ребенка
1 мая 2023 Просмотров: 144 +6 фото
Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня. Область несозревших, но созревающих процессов и составляет зону ближайшего развития ребенка. Лев Выготский
Петр Гурьев. Уроки в чтении и письме по методе Жакото, расположенные в разговорах. 1833 год
20 апреля 2023 Просмотров: 274 +6 фото
Перелистывая сегодня страницы «Педагогического журнала» 1833 и 1834 годов, удивляешься, сколь многое удалось представить в нём за два года трем издателям и насколько современно звучат заявленные ещё тогда проблемы. Но самой поразительных из его публикаций выглядит книга Гурьева «Уроки чтения и письма по методе Жакото, расположенные в разговорах». Методическая книга, выполненная в форме художественного повествования! Изложение методических приёмов обучения чтению предстаёт как проблема судеб людей, их жизненного и мировоззренческого выбора, их готовности нести за этот выбор и ответственность, и обиды, и издевательства, и лишения… Но и сами принципы «методы Жакото», в которой сначала учатся читать, а потом изучают буквы, выглядят куда как современно. Андрей Русаков.
Философия игры как понимал ее Сергей Иосифович Гессен
18 апреля 2023 Просмотров: 369 +6 фото
Если мы спросим себя, что делает ребенок, то получим ответ: он играет. Игра есть именно характерная для детства деятельность, и притом деятельность до крайности неутомимая, почти не знающая перерывов. Давно уже справедливо отмечено, что нормальный ребенок всегда занят, и что скука и лень — почти всегда плод дурного воспитания. С. И. Гессен
Заметки о русской школе от Владимира Яковлевича Стоюнина. 1882 год
11 апреля 2023 Просмотров: 238 +6 фото
История нашей школы легко убедит, что в течение полутораста лет она, как и все силы народа, направлялась только одними государственными требованиями. Государство в своем стремлении устроиться по европейскому образцу учреждало школу для своих нужд. Она не только учила тому, что могло быть нужно для государственной службы, но и снимала даже обязанность с семьи воспитывать детей в кругу домашнем, а взяла этот труд на себя и стала воспитывать их артельно. В.Я. Стоюнин
В.Ф. Одоевский
Рассуждения князя Владимира Фёдоровича Одоевского - педагога, писателя и мистика - о пользе дошкольного самообразования детей и наблюдения их жизни
26 марта 2023 Просмотров: 317 +6 фото
«Чему ж учить ребенка?» — спросят меня, наконец, поклонники описанных метод. Отвечаю просто: ничему, пока умственные силы ребенка не скрепились работою над тем, что уже ребенок знает. Словом, все первоначальное воспитание (начиная с четырехлетнего возраста) должно быть не передачей знаний, но усовершенствованием того снаряда, которым приобретаются знания. В. Ф. Одоевский
Татьяна Сухотина-Толстая: У меня прошлым летом была заведена школка по образцу монтессорских
23 марта 2023 Просмотров: 618 +6 фото
Я выходила к детям на балкон и, вынося рамки, спрашивала: «Ребята, кому пуговицы? кому крючки? кому банты?» Они с охотой и весельем всякий выбирали свое. «Я буду крючки делать, они тугие-растугие!» «Ну, чего крючки, я буду банты завязывать!» И так далее. И все с охотой занимались тем, что сами выбрали.
Николай Добролюбов: Может ли учитель быть непогрешимым наставником?
21 марта 2023 Просмотров: 224 +6 фото
Во-первых, идеальный наставник не стал бы требовать безусловного повиновения: он постарался бы как можно скорее развить в своем воспитаннике разумные стремления и убеждения. А во-вторых, искать непогрешимых, идеальных наставников и воспитателей в наше время было бы еще слишком смелая и совершенно напрасная отвага.
Теория трудовой школы Сергея Гессена. Часть 3. Понимание позиции учителя
16 марта 2023 Просмотров: 160 +6 фото
Повторять установленный в центре образец, проверять выполнение учениками этого образца, как это было в пассивной школе, — все это требует меньше времени, меньше самодеятельности со стороны учителя. Всему этому легче научиться, чем переживать непрерывное напряжение педагогического творчества, которое составляет суть работы учителя в трудовой школе. Сергей Гессен.

