Жить рядом с маленькими детьми и понимать их по-настоящему является самой трудной задачей в жизни. Дневники Юлии Фаусек

2 января 2023  Просмотров: 84 +6 фото
Из Дневника Ю.И. Фаусек. «1 августа 1918 года. Жизнь становится все труднее и труднее. Дети заняты очередями за хлебом и домашними, часто тяжелыми, работами, переутомляются, хворают, но все же изо всех сил стараются посещать площадку. Два ненасытных желания целиком захватывают их: хлеба и умственного труда. И если дать им минимальное количество этого хлеба, хотя бы настолько, чтобы едва утолить терзающий их голод и дать обстановку свободно организованного труда, какую дает детям Монтессори, они показывают нам самую драгоценную сущность человека — стремление его к чистому знанию и способность сосредоточенного и постоянного труда».
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие. Так говорил своим студентам Зубр - Петр Фёдорович Каптерев

2 января 2023  Просмотров: 71
В конце XIX века сын сельского священника, ученый-педагог Петр Каптерев слишком много выступал за свободу, самоопределение и индивидуализацию. Поэтому в советское время получил ярлык «не понявшего значения Октябрьской революции для народного образования». Работы Каптерева, которого студенты называли Зубром, не переиздавались вплоть до 80-х годов прошлого века. По мнению Каптерева, чтобы быть педагогом, нужно сначала быть антропологом, то есть знать психологию и физиологию. Он доказывал, что педагогика это искусство, причем у каждого народа свое (как утверждал Ушинский), а не общечеловеческое знание. Выступал за эвристические методы обучения. Считал, что дети могут самовоспитываться. Не напоминают ли вам эти идеи П. Каптерева основные принципы педагогики Марии Монтессори, провозглашенные ею все в том же начале ХХ века, но совсем в другой стране мира?

Юлия Фаусек видела, что самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Были бы условия

30 ноября 2022  Просмотров: 66 +6 фото
Начальная и средняя школа Монтессори становятся все более актуальными. Несколько нынешних частных практик, к сожалению, не в состоянии представить нам образ такой школы. Но история говорит, что для ее создания у нас в отличие от многих других стран мира есть серьезные историко-культурные основания. Речь идет о начальной монтессори-школе для детей после семи лет, которую в 30-х годах ХХ века организовали в Ленинграде Юлия Ивановна Фаусек и ее коллеги – талантливые учительницы начальных классов Андриановы. Выходит, опыт монтессори-школ в России требует скорее современного возрождения, чем восприятия западной модели.
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Нравственное воспитание детей в семье как его понимала Елизавета Водовозова

31 декабря 2022  Просмотров: 108 +6 фото
Эта блестящая статья написана 149 лет назад. Ее автор – выдающаяся русская женщина - педагог и писательница Елизавета Николаевна Водовозова. Мы и не вспомнили бы о книге, из которой взят текст, если бы ситуация с образованием резко не повернулась сегодня к семейному воспитанию. Гаджеты гаджетами, но человеческие отношения останутся всегда, и градус их нравственности как и безнравственности прежде всего зависит от отношения к детям в родном доме. Вряд ли домашнее воспитание в дворянских семьях было каким-то особенным. Но тогда откуда взялись эти пушкинские строки о «самостояньи» человека? «Два чувства дивно бли́зки нам. В них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам. На них основано от века, по воле Бога Самого́, самостоянье человека, залог величия его».
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Свободная школа и смена парадигм просвещения

30 декабря 2022  Просмотров: 121 +6 фото
В жизни часто уместны культурно-исторические аналогии. Мы специально решили опубликовать эту статью в непростой для сегодняшней России и российского образования момент, чтобы обнаружить историческое противоборство демократических и бюрократических тенденций политики правительства в области народного просвещения в середине ХIХ века и сегодня. Ведь дело совсем не в том, что современная российская школа изменяет российским духовно-нравственным ценностям в пользу западных (и в конечном итоге – общечеловеческих), а в том, что нынешние подходы к государственным реформам в этой области направлены на ограничение свободы действий всех участников образования в стране. Но давайте обернемся на полтора века назад. Как же мы похожи с Россией позапрошлого века! Что если теперь спрогнозировать свое недалекое будущее?
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
12345678910