Общее правило умственного воспитания
Ум дитяти образуется уже отчасти сам по себе разнообразными впечатлениями внешнего мира. Множество представлений собираются в душе, и дитя научается составлять из них понятия без всякого наставления. Таким образом природа ведет дитя из состояния, лишенного сознания, постепенно к сознанию и ясным понятиям. Искусству не остается делать ничего более, как способствовать сему естественному развитию. Его дело умножать представления в душе, возвышать их ясность и стараться познавательные силы довести до полной деятельности.
Из сего усматривается, что общее правило для умственного воспитания состоит в том, чтоб во всем точно следовать указаниям природы.
Возможность умственного развития без методы
Исследуя законы умственного образования, должно остерегаться столь обыкновенного предрассудка, что будто бы оно невозможно без учения, в строгом смысле сего слова. Не ученость, не многознание должно полагать целью умственного образования, но деятельность умственных сил и ясность тех понятий, кои соразмерны каждому возрасту. Обучение детей в первом возрасте по методе скорее может вредить, нежели принести пользу. Оно производит опасную преждевременную зрелость и часто впоследствии ведет за собою притупление душевных способностей.
Необходимость искусства в умственном развитии
Несмотря на то, что строгость методы неблагоприятна умственному развитию в первые лета, должно, однако же, согласиться, что в умственном образовании много зависит от обхождения с детьми и от окружающих предметов. Развитие познавательной способности может быть тем замедлено либо ускорено. Искусство должно стараться уже в сии первые лета споспешествовать природе, удаляя препятствия и облегчая ход, ею избранный. Так, например, не все силы душевные являются в человеке в одно время и в равной степени; воспитание примечает их появление и обращает свое прямое влияние сперва на те, кои оказываются особенно деятельными, возбуждая все прочие.
Начало умственного воспитания
Прежде всех способностей в дитяти обнаруживается способность внешних ощущений, которую вообще называют чувственностью. Дитя получает первые впечатления через орудия чувств. У кого недостает одного из сих орудий, например зрения, слуха, тот лишается всех впечатлений, принимаемых сими чувствами. Чем совершеннее ощущения, оными производимые, и чем более предметов будет представляться внешним чувствам, тем более увеличивается число представлений. Орудия чувств, таким образом, служат первым средством к возбуждению понятий в душе, следовательно, попечение об орудиях внешних чувств составляет первый предмет умственного воспитания.
Развитие инструментов внешних чувств
Умственное развитие имеет, таким образом, свое начало в физическом воспитании. Первое приготовление дитяти для умственного развития составляет попечение об орудиях чувств особенно благороднейших — зрения и слуха. Попечение сие имеет целью отчасти сохранение их естественного совершенства, отчасти же укрепление. Первое достигается отвращением всего того, что может повредить чувствам, а последнее приводится в исполнение упражнениями.
Возбуждение внимательности
Для успешного изощрения чувств должна быть возбуждаема в детях внимательность, т. е. деятельность духа в такой мере, чтоб впечатления, производимые на чувства предметами, переходили в представления с сознанием. Упражнения, к сему клонящиеся, должны быть изменяемы соразмерно возрасту.
В летах более зрелых детства могут присоединиться к естественным упражнениям чувств искусственные, кои тем легче могут быть приведены в исполнение, что большая часть из них могут быть обращены в игру и забаву детей.
Средства к возбуждению внимательности
Воспитатель должен прежде всего позаботиться об умножении количества предметов для искусственных упражнений чувственной внимательности, но представлять детям сии предметы надлежит мало-помалу, дабы внимательность их не была оными развлекаема. Предметы, нас окружающие, доставляют уже довольно повода к первоначальному занятию, и некоторые из них могут быть представляемы всем чувствам детей. Природа богата таковыми предметами до преизбытка; воспитатель должен знакомить своего воспитанника с ее сокровищами сколько можно короче, но знакомить не с именами, а с самими предметами через наглядность, через рассматривание по частям, через сравнение их малейших признаков.
Не менее повода к упражнению чувственной внимательности представляют мастерские и кабинеты художников. Хотя иной почитает знания, в них приобретаемые, однако же, они приносят великую пользу детям в том отношении, что служат средством к изощрению духа наблюдательности, соразмерным детскому возрасту.
Модели и изображения как средства к развитию внимательности
В случае невозможности показывать сами предметы могут быть употребляемы модели, а если таковых не имеется, то изображения. Беспорядочное употребление изображений, не имеющее цели, осуждается по справедливости. Изображения уменьшают внимательность детей к действительности и к самой природе; притом многие изображения, представляемые детям, бывают нередко весьма дурны и возбуждают ложные понятия, кои впоследствии с трудом искореняются, или если в изображениях нет никакого плана, то они доставляют детям множество понятий, совершенно бесполезных. Обыкновенно дети быстро переходят от одного изображения к другому и научаются весьма мало, особливо если картинок слишком много.
Игрушки как средство образования
Разнообразные детские игрушки обыкновенно почитаются только забавою; и в самом деле они предохраняют детей от гибельной скуки, а потому приносят нравственную пользу. Однако же и сами игрушки можно рассматривать как средство образования и более облагораживать для сей цели.
Нравственное воспитание
Все системы воспитания, сколь различно ни выражаются, согласны в том, что человеку может быть приписываемо истинное достоинство только в такой мере, в какой он обнаруживает нравственное совершенство и чистоту в помыслах и поступках, и что все его качества, как душевные, так и телесные, заслуживают уважения условно, а именно: если они облагорожены нравственным направлением характера.
Нравственность характера должна проистекать из глубины человеческой природы, там пустить свой корень и от него приносить цветы и плоды всякой добродетели. Она не состоит в отдельных помышлениях или поступках, как знание или искусство, она есть душевная жизнь в полной силе и красоте, жизнь, распространяющаяся на все помыслы и поступки.
Если воспитание с первых лет старалось возбуждать, питать и образовывать нравственное чувство, то в последующие лета оно должно направлять питомца своего к нравственной свободе, т. е. должно стараться, чтоб темное чувство нравственности переменилось в произвольные действия по непоколебимым и твердым правилам. Сим отличается нравственное воспитание от эстетического и умственного, хотя то и другое равномерно ведут к той же цели, т. е. к нравственности.
Возможность нравственного воспитания в детском возрасте
Добродетель не наследуется, а приобретается; ибо человек не родится ни нравственно-добрым, ни нравственно-злым. Оба сии свойства возможны только при нравственной свободе, т. е. при способности произвольно исполнять свою должность и силе противиться побуждениям, не согласным с совестью и разумом; сия же свобода, составляющая главное отличие души человеческой, обнаруживается только при деятельности разума.
Итак, если нравственность есть произведение нравственной свободы, то каким образом возможно нравственное воспитание человека прежде совершенного возраста? Конечно, дети не могут еще быть нравственными в полном смысле сего слова; основание их дурных поступков заключается в их неведении, в их темпераменте, а не в сердце, несмотря на то что сила нравственного чувства обнаруживается в детях ранее, нежели как обыкновенно думают.
О веселости духа
При веселом расположении духа добрые качества укореняются легче и прочнее, нежели при печальном. Телесное здравие имеет во многих случаях благодетельное влияние на душу. Хворые дети обнаруживают дурные свойства чаще, нежели здоровые, ибо настроение духа их не располагает их к добру.
Таким образом, весьма многие ошибки в физическом воспитании отражаются в нравственном. Далее, дети, окруженные ропотливыми, прихотливыми, сварливыми, гневливыми людьми, принимают легко мрачный характер, в коем оказываются подобные движения духа. Напротив того, веселое расположение духа в детях, питаемое со стороны воспитателя радушием, доброжелательством, кротким обращением, поддержке всякой невредной забавы, занимательной беседе и невинными играми, открывает душу всем добрым впечатлениям, делает детей послушными и дает им силу владеть собою; ибо дух их свободно развивается.
О занятиях детей
Кто притом умеет всегда занимать детей и доставлять предметы их естественной деятельности, тот гораздо реже будет иметь причину на них жаловаться. Бесчисленные дурные свойства, потом мало-помалу обращающиеся в нравственное зло, происходят от бездействия и скуки; напротив, дети, кои совершенно казались неисправимыми, не получали даже выговоров, как скоро им доставлено было надлежащее занятие.
Посему главное дело воспитания и верх педагогического искусства состоит в том, чтоб найти для каждого возраста соразмерное занятие. Если дать детям повод к деятельности, не превышающей их силы, то можно почти решительно сказать, что им не придут на ум никакие шалости или что-нибудь дурное. Только принуждение к какому-либо тягостному занятию может произвести противное действие.
Также занятие отнюдь не должно быть слишком продолжительно; даже сама игра, наконец, утомляет и производит дурные прихоти. По крайней мере, постоянное занятие пусть будет собственным выбором детей, но намерение воспитателя при сем должно быть для них незаметно. Наилучшее действие имеют любимые занятия, наполняющие всю их душу и требующие разных приготовлений и сборов. Маленькие коллекции, особливо естественных предметов, в первых годах даже игрушек, служат превосходным средством к занятиям детей. Они привязывают детей к дому, отвращают неспокойные их порывы к беспрестанной прогулке и служат упражнением для практического их ума. Таким образом дети годы проживают в невинности.