Нет более крепких опор, чем исторические корни культуры страны, в которой ты родился и вырос 

28 ноября 2022, 14:47  Просмотров: 315

 Для кого этот сайт? 


Этот сайт для тех, кому представляется важной идея современного переосмысления исторического прошлого нашего образования со всеми его ошибками и достижениями. Переосмыслить, чтобы понять путь, по которому нам следует двигаться дальше. 

Этот сайт для тех, кто понимает, что ни одна культура не развивается без великих людей и прогрессивных идей всех времен и народов. 

Удивительно, как меняются образы времени и в то же время сколь они неизменны! «Свободная школа есть школа будущего. Как она сложится – неизвестно, – писал более 150 лет назад Лев Николаевич Толстой. – Едва ли через сто лет отживут все готовые училища, гимназии, университеты и вырастут сложившиеся заведения, имеющие своим основанием свободу учащегося поколения». 

Сегодня, в век информационных технологий, разве что маленькому ребенку неизвестно, что такое интернет. Глобальная сеть помогает нам в работе, в общении с родными и близкими, а школьникам и студентам – в учебе. Разве могли представить себе такое обучение Л.Н. Толстой или К.Д. Ушинский?! 

Тогда Лев Николаевич просто стоял на крыльце Яснополянской школы – еще совсем молодой, тридцатилетний, только что отрастивший свою знакомую нам по книжным картинкам бороду, – и встречал деревенских ребятишек-Филиппков, которые, услышав звон колокольчика, стремглав неслись в барскую усадьбу. В школу! Они обожали учиться – считали за счастье, даже не подозревая, у кого они учатся – человека, который станет великим, прославит русский народ и русскую культуру на весь земной шар! И еще они не подозревали, что Лев Николаевич строит настоящую русскую свободную школу, идеи которой проросли потом на Западе, а теперь оттуда вновь возвращаются к нам. 

Тогда два века назад Толстой был в самом начале пути, на который потом встало немало отчаянных и смелых российских педагогов, принявшихся воплощать в жизнь его мечту. 

Что в культуре образования первично, а что вторично? 


Классики свободной педагогики в России придавали большое значение созданию условий для природосообразного развития детей, поддерживали творческое развитие их индивидуальности. Они предпочитали преподаванию школьных предметов наблюдение за накоплением детьми личного жизненного опыта. С каждым годом в России становится все больше и больше начальных и основных школ, которые, как и Яснополянская, служат сегодня примером гуманистического отношения к детям, толстовского доверия к ним и уважения их достоинства. 

«Воспитываться, - говорил Павел Петрович Блонский в 1917 году, — значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его. И Фребель, и Монтессори вполне правы, утверждая, что единственная задача воспитателя - найти наиболее благоприятный материал для самовоспитания ребенка». 

Но как? Как реально организовать самоопределение детей (да и взрослых!) в авторитарной парадигме и прошлой, и нынешней российской школы? 

Классики нашей педагогики еще 150 лет назад, видели смыслы школы, особенно начальной, в практико-ориентированном наглядном обучении детей и вслед за Фребелем и Песталоцци придумывали для своих учеников наглядные пособия, которые потом усовершенствовали европейские педагоги, прежде всего итальянка Мария Монтессори. 

Интересно, что русский общественный деятель и педагог, барон Николай Александрович Корф рассказывает в своих текстах о создании в России таких наглядных учебных материалов. К этой работе были причастны не только профессиональные учителя, но и, например, знаменитый гидрограф, вице-адмирал Виктор Иванович Зарудный (1828–1897). 

Доверять детям во все времена 


Наиболее ярким идеологом организации свободных школ в России был Константин Николаевич Вентцель, создавший «Декларацию прав ребенка» и «Дом свободного ребенка», о котором немало писал в начале ХХ века. «Общее образование, построенное НЕ на фундаменте свободного творческого производительного труда, а воздвигнутое как бы на самом себе, есть стебель без корня, которому суждено зачахнуть и завянуть, не принося ни цветов, ни плодов», – считал Константин Николаевич. 

Эта тенденция в последние годы особенно ярко проявилась в нашей стране. Мы видим расцвет альтернативных, семейных, свободных («живых») школ, заполняющих все большее пространство системы российского образования. 

За свободную школу ратовал и Константин Дмитриевич Ушинский. Он говорил: «Наша новая школа разделяет и организует труд учителя и учеников. Она требует, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал». 

Почему именно сегодня есть смысл смотреть в зеркало прошлого? 


Гуманистический характер новых подходов к организации школ рано или поздно влечет за собой смену парадигмы отношения взрослых к детям, принятую в нашей стране не одно десятилетие. Авторитарной парадигме все последние годы служили методы работы с детьми и подростками и классно-урочная система преподавания знаний, строгое планирование и контроль содержания образования, идущее от наделенных властью взрослых. Но такая парадигма мало подходит детям, слабо соответствует законам их физического и психического развития. 

Сегодня мы видим: современная Россия меняется быстро. Хотим мы этого или нет, школа становится истиной лабораторией жизни, и нельзя подгонять ее под схему нарождающегося образования, надо подстраивать эту схему под ученика. 

Нам важно понимать, что, как говорил Станислав Теофилович Шацкий: «Школа для детей, а не дети для школы!» Именно так она была задумана на заре существования человеческого рода. Работать ради детей – означает шагать со ступеньки на ступеньку; не бояться ошибок, видеть все новые и новые горизонты и ощущать свой рост вместе с ростом своего школьного дела. 

Могут задать вопрос: но зачем нашим современникам сохранять в своих книжных шкафах или цифровых файлах книги классиков гуманистической педагогики? Зачем нам следует изучать их? Очень просто: без живых корней дерево чахнет, а история все равно повторяется. Но в новом качестве. 

Главный редактор сайта Елена Хилтунен 

Зима 2023 года