С.Т. Шацкий не сомневался: школьную программу надо строить не по предметам, а по деятельностям ребенка
27 января 2023 Просмотров: 525 +6 фото
"Если нашей программой будет содержание детской жизни, то методом – способ осуществления этой программы. Если нашей целью станет дать возможность детям разумно, организованно жить по-детски, то сразу возникает вся сложность и трудность проблемы". С.Т. Шацкий. 1922 год
За эвристический метод в обучении и учителей-сократиков. Предложение Петра Федоровича Каптерева. 1874 год
26 января 2023 Просмотров: 495 +6 фото
Невероятно представить себе сегодня учение без понимания после стольких лет процветания развивающего образования. Но ведь схоластический способ ученья может легко возродиться в связи с неизбежным репетиторством учеников перед государственными экзаменами. Петр Федорович Каптерев напоминает нам из своего девятнадцатого века о великом сократическом способе ученья. Он называет его эвристической формой обучения и буквально поет ему гимны.
Об экскурсиях на площадь Жертв революции, игре и работе со слов Юлии Фаусек
23 января 2023 Просмотров: 583 +1 комментарий +6 фото
Почему все-таки в конце 20-х прошлого века в России были закрыты детские сады Монтессори? С чем не могла согласиться Юлия Ивановна Фаусек? Как, какими словами и доказательствами защищала она принципы педагогики выдающейся итальянки? Ситуация схожая с нынешней: в начале 20-х годов прошлого века в программу занятий детского сада по системе Монтессори было включено общественно-политическое воспитание (экскурсии на площадь Жертв революции, участие в демонстрации 1 мая, устройство уголка революции), «начатки самоуправления» (детские собрания для выработки распорядка дня, обсуждения праздников и приема гостей).
Школа самоопределения и воспитания творца, как ее понимал Павел Петрович Блонский
22 января 2023 Просмотров: 218 +6 фото
«Воспитываться — значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его. И Фребель, и Монтессори вполне правы, утверждая, что единственная задача воспитателя - найти наиболее благоприятный материал для самовоспитания ребенка». П. П. Блонский
Николай Иванович Пирогов о необходимости изучения народного образования за границей
21 января 2023 Просмотров: 196 +6 фото
"Как ни заманчива, как ни почетна роль борца в это переходное время с напором всех, одно другому противоречащих убеждений, - я со всеми страстями и страстишками и отживающего свой век и грядущего поколений, но глубокое, всестороннее и беспристрастное изучение дела народного образования несовместимо с борьбой". Н.И. Пирогов
Как Константин Николаевич Вентцель создавал Дом Свободного Ребенка
20 января 2023 Просмотров: 309 +6 фото
"Путь деятельности, творчества, самостоятельных поисков – это тот путь, которым шло все человечество в своем поступательном шествии к высшим формам существования и жизни, к которым должна идти и каждая отдельная личность… Идеал школы был бы достигнут, если бы ребенок мог переходить от одного предмета к другому по собственному усмотрению и желанию и брать столько, сколько ему понадобится". Константин Николаевич Вентцель
К.Д. Ушинский: Занимайтесь с двумя-тремя – остальные учатся самостоятельно
19 января 2023 Просмотров: 299 +6 фото
«Прежняя схоластическая школа взваливала весь труд ученья на плечи детей, давая в руки учителя только ферулу (линейку), чтобы подгонять ленивых. Следовавшая затем школа ударилась в другую крайность: она взваливала весь труд на учителя, заставляя его развивать детей так, чтоб для них это развитие не стоило никаких усилий. Наша новая школа, напротив, разделяет и организует труд учителя и учеников. Она требует, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал».
К. Д. Ушинский
О правилах первоначального обучения дитяти, предложенных Константином Дмитриевичем Ушинским
18 января 2023 Просмотров: 495 +6 фото
Удивительно, как угадал Константин Дмитриевич Ушинский, живший два столетия назад, напряжение наших сегодняшних дискуссий в образовании! Он начинает с предложения перевести начальную школу на семейную форму образования. Затем проповедует идею о том, что дети в состоянии серьезно учиться всего 2 - 3 часа в день, а остальное время им свойственно играть или двигаться – во всяком случае не сидеть за партами. Ушинский отменяет за вредностью все домашние задания, а также отметки. И вообще не употребляет в педагогических текстах слова типа "обучающиеся" или хотя бы "учащиеся" - а только слово "ребенок" или «дитя» в единственном числе. Он считает, что каждый ребенок уникален, его нельзя учить по одной программе с другими, и следует придумать способ индивидуального обучения в школьном или семейном сообществе. Что это Вам напоминает?