О правилах первоначального обучения дитяти, предложенных Константином Дмитриевичем Ушинским 

18 января 2023  Просмотров: 381 +6 фото
Удивительно, как угадал Константин Дмитриевич Ушинский, живший два столетия назад, напряжение наших сегодняшних дискуссий в образовании! Он начинает с предложения перевести начальную школу на семейную форму образования. Затем проповедует идею о том, что дети в состоянии серьезно учиться всего 2 - 3 часа в день, а остальное время им свойственно играть или двигаться – во всяком случае не сидеть за партами. Ушинский отменяет за вредностью все домашние задания, а также отметки. И вообще не употребляет в педагогических текстах слова типа "обучающиеся" или хотя бы "учащиеся" - а только слово "ребенок" или «дитя» в единственном числе. Он считает, что каждый ребенок уникален, его нельзя учить по одной программе с другими, и следует придумать способ индивидуального обучения в школьном или семейном сообществе. Что это Вам напоминает?
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Лев Толстой и свободное воспитание

15 января 2023  Просмотров: 189 +6 фото
В его семье выросло 13 детей. Вообразим, что уже несколько лет подряд Лев Николаевич Толстой рассказывает нам о них в современных интернет-сетях. Пишет о своих спорах с министерством народного просвещения и поборниками строгой школьной системы, описывает вольности Яснополянской школы, рассказывает о трудностях в издании своей «Азбуки». Представим, что мы с вами сегодня и сейчас обсуждаем все эти толстовские свободы, спорим о его идеях преподавания русского языка, математики, географии в школе через живую жизненную практику. И ведь как все это похоже на нас, на наши сегодняшние дискуссии! В сущности, хоть мы и говорим постоянно о быстро меняющемся мире, переходим с гусиного пера на цифру, все же в нравственных ценностях наших людей мало что изменилось. Потому что, хотим того или нет, мы - дети неумирающей русской культуры, русского понимания жизни, свободы, чести и достоинства человека. И мы, наверное, генетически — внутри себя — чувствуем собственную правоту или неправоту. Но не всегда, к сожалению, можем совладать с собой. Наверное, в этом и состоит одна из премудростей жизни. Эта статья посвящена свободной педагогике Л.Н. Толстого. Давайте примерим ее к нашим сегодняшним дискуссиям о школе.
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Почему Лев Выготский говорил не о раннем интересе ребенка к письму, а о музыке пальцев при письме?

12 января 2023  Просмотров: 108 +6 фото
Когда рядом с именем Марии Монтессори ставят имя Льва Выготского, сразу напоминают: Лев Семенович выступал с критикой трудов М. Монтессори. Да, выступал. Но как-то мягко, с пониманием неоспоримости ее исследований. Например, в работе о развитии письма у детей он говорит: «То, что Монтессори сделала в отношении двигательной стороны навыка письма, следует сделать и в отношении внутренней стороны письменной речи, ее функционального усвоения». Но ведь это не столько критика, сколько понимание, что М. Монтессори многое не доделала в своих исследованиях и предоставила нам, своим потомкам, глубже вдуматься в секретный мир детей и совершить новые открытия. Давайте еще раз вглядимся внимательнее в контекст этих строк, написанных Л. Выготским еще в прошлом веке.
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Почти все великие педагоги были медиками

9 января 2023  Просмотров: 92 +6 фото
Миф о том, что педагогика Монтессори годится только для детей с ограниченными возможностями, поскольку выдающаяся итальянка была врачом и работала именно с такими детьми, вряд ли может восприниматься нами всерьез. Все методы, с помощью которых она пыталась предоставить детям возможность самостоятельного развития (а именно это она ставила в основу своих исследований), оказались действенными для всех детей. Именно для всех! Независимо, отстает ли ребенок в развитии от своих сверстников или опережает их. Дело в том, что в основу своей педагогики она ставила антропологию, то есть, исторический подход к исследованию Человека. А поскольку параллельно она осуществляла педагогическую интерпретацию своих наблюдений, мы можем говорить, что М. Монтессори была одним из лидеров педагогической антропологом своего времени. Как же сегодня трактуют ученые методы педагогической антропологии? Реально ли применять ее методы в современных детских садах и школах?
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
123456789