Когда дело касается развития интеллекта, свободе ребенка приходит конец, - считала Юлия Фаусек. Но так ли это?
7 января 2023 Просмотров: 86 +6 фото
Для современной педагогики риторический вопрос в названии статьи вполне принципиален. Вслед за Марией Монтессори еще сто лет назад его задавала и Юлия Ивановна Фаусек. Ответ не получен до сих пор. До сих пор мы не научились предоставлять детям истинную свободу выбора интеллектуальных знаний, не умеем терпеливо дожидаться, когда они самостоятельно выполнят задуманный ими план деятельности, не готовы предоставить достаточные информационные возможности для интеллектуальной работы.
Приезжали американцы. Учились в коммуне Шацкого как надо воспитывать своих американских детей
7 января 2023 Просмотров: 140 +6 фото
В начале ХХ века в образовании России, так же, как и во всем мире, царило ожидание в высшей степени важных перемен. Впрочем, кажется, так всегда и бывает: в первую четверть каждого века происходит самое главное. А затем это главное разрабатывается людьми нового поколения. Нам стоит внимательнее вглядеться в историю. Она имеет обыкновение повторяться, но в новом - более совершенном - качестве.
Заметки из Дома изучения ребенка Всеволода Кащенко
5 января 2023 Просмотров: 135 +6 фото
«Исключительные дети» - такими изящными словами в начале ХХ века у нас называли детей, требовавших коррекционного вмешательства. В Италии в это время их называли идиотами. С такими детьми начинала свое восхождение в науку и новую педагогику Мария Монтессори. В то же время у нас в России в Москве на Погодинской улице выдающийся педагог-дефектолог и детский врач Всеволод Петрович Кащенко организовал частную школу санаторного типа — одно из первых в России медико-педагогических учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями речи и трудновоспитуемых. Жил он со своей семьей там же. А в 1918 году на базе этой школы был организован (обратите внимание на название!) «Дом изучения ребенка».
Работа, или эту женщину может остановить только смерть. Так говорили о Юлии Фаусек
4 января 2023 Просмотров: 96 +6 фото Видео
Перед вами необычный текст. Это отрывок из документально-художественного анализа психолого-биографических и культурно-исторических истоков педагогики Юлии Ивановны Андрусовой-Фаусек, написанный от ее лица и отчасти стилизованный под ее письменную речь. Подлинный текст Ю.Фаусек – стенограмма ее выступления на конференции педагогических работников 1939 года, – закавычен и прокомментирован.
Лев Толстой и Мария Монтессори. Все в преподавании должно быть индивидуально – и учитель, и ученик, и их взаимоотношения
3 января 2023 Просмотров: 171 +6 фото
Идеи свободной школы царили в прошлые века не только в детских садах Монтессори. Речь идёт о школе для крестьянских детей Льва Николаевича Толстого, открытой в 1861 году в его имении Ясная Поляна Тульской губернии. Писатель обратил внимание, что обычно «развитие ошибочно принимается за цель», что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития и в этом заключается «вечная ошибка всех педагогических теорий». Первообразом гармонии, правды, красоты и добра является, по мнению Л.Н. Толстого, родившийся ребёнок, все его дальнейшее психическое развитие «есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие... к достижению высшего идеала гармонии».
Семь типов личности ребенка по Лесгафту
3 января 2023 Просмотров: 180 +6 фото
Если бы Юлию Ивановну Фаусек спросили, кого она считает своими учителями в педагогике, она непременно назвала бы имя Петра Францевича Лесгафта (1837—1909) – крупного русского ученого-анатома, биолога, видного общественного деятеля и педагога. Они познакомились в частной женской гимназии Стоюниных, одним из организаторов которой был Петр Францевич. Юлия Ивановна преподавала там биологию. Но её, как и раньше, интересовала наука – теперь наука о человеке, в особенности метод научного изучения ребёнка. Этот метод, как считал Лесгафт, состоит в том, чтобы научиться разделять: что дала человеку природа, что – окружающая среда, и что он сам из себя сделал.
Кружок семилеток Луизы Карловны Шлегер. Из истории детского сада в России
3 января 2023 Просмотров: 270 +6 фото
Название статьи обращает нас к теме, которая неизбежно возникает каждый раз, когда мы начинаем определять возраст детей на рубеже перехода из детского сада в начальную школу. Этот рубеж предлагают нам и современные стандарты дошкольного, и начального школьного образования. В нашей стране сегодня ситуация похожа на развернувшуюся в начале ХХ века. Вот почему нам представляется важным предложить читателям исследовать работу Опытной станции «Детский труд и отдых», описание которой досталось нам в наследство.
Детский сад памяти любимой жены. Ольга Кельина
2 января 2023 Просмотров: 89 +6 фото
Российское педагогическое сообщество считает ценностью сохранение нашего культурно-педагогического наследия. Особенно той его части, которое связано с дошкольным, младшим школьным и семейным воспитанием детей. Конечно, мы видим и чувствуем, что сегодня, как никогда, быстро меняются приоритеты, взгляды на современное образование и в целом на благополучие жизни. Но иногда, вглядываясь в историю, начинаешь понимать то важное, что мы, к сожалению, утрачиваем в гонке времени и потому грубеем душой, перестаем замечать в себе настоящее, исконно человеческое. Особенно это становится заметно в отношениях с детьми. Перед вами статья известного писателя и историка Алексея Митрофанова. Она отправляет нас в старинную Москву начала прошлого века и рассказывает о людях, которые пеклись о создании первых в России детских садиков. А знаете ли Вы, что именно в этом доме в начале 20-х годов прошлого века находился первый в Москве детский сад Монтессори?