В. П. Острогорский доказал, что литературное образование есть главное средство приобретения связи с Родиной и человечеством

12 февраля 2023, 18:41  Просмотров: 192

Понятие о словесности, как учебном предмете


Важность литературного образования никогда у нас не осознавалась. Но выдвинутое вперёд в Царскосельском Лицее Пушкинского времени, оно сослужило службу своему отечеству всюду, где обращалось на него должное внимание.

В старые годы литературное образование, развитие дара слова, начитанность, знание наизусть и хорошее произнесение поэтических образцов справедливо считались мерилом общей образованности человека, и отсутствие такого литературного образования у современной нам молодежи есть, по нашему мнению, одна из веских причин современной юношеской малограмотности в широком смысле слова, весьма ощутимого невежества, и даже некоторой апатии к самой науке и искусству.

Не давая же юношеству литературного образования в школе, мы тем самым как бы недостаточно признаем значение литературы вообще и лишаем молодое поколение возможности правильного отношения к величайшим произведениям человеческой мысли и творчества и разумной оценки последних. А между тем, оставляя дело, как оно есть, мы забываем, что, чем ниже умственный и эстетической уровень общества, чем оно пошлее и буржуазнее, тем менее может рассчитывать на это общество и само государство.

Усвоение юношеством, с самых мягких детских лет лучших образцов родной и общей словесности дело чрезвычайно благотворное и особенно интересное для учащихся.

Литературное образование есть одно из самых могущественных средств, при помощи которых юноша приобретает связь с родиной и человечеством.


Метод преподавания словесности


Выяснив цели, преследуемые преподаванием родного языка и словесности, а также и необходимость известной подготовки самого преподавателя, скажем насколько слов о методе преподавания. Этот метод мы назвали бы смешанным: он будет то сократический или эвристический (форма беседы, вызывание учеников на ответы вопросами преподавателя), то академический (форма лекций, связный рассказ преподавателя, с проверкой вопросами, насколько рассказанное усвоено).

Как ни полезен первый метод, но мы все-таки, даже с самых младших классов, считаем необходимым иногда прибегать и нему. Ученикам следует, во-первых, приучаться внимательно вслушиваться в чужую связную, последовательную речь, следить за связью мыслей; во-вторых, хорошая речь учителя будет для них образцом связного последовательного устного изложения.

В младших классах такими как бы маленькими лекциями может быть, например, биографический очерк какого-нибудь писателя, сочинения которого разбираются или учатся детьми , содержание большого произведения , из которого читается, или учится отрывок. При этом для того, чтобы не ускользнули из памяти важные подробности, можно или продиктовать не большой конспект того, что будет рассказываться, или разделить длинный рассказ на части остановками, после которых и допросить учеников.


Сократический метод  или эвристический? Какой применить и когда?


Вообще же, относительно этих двух методов скажем следующее. В младших классах, до пятого снизу, разумеется, по большей части господствует метод сократический; в старших, особенно в последнем, откуда учащиеся идут уже в университет, или высшие курсы, преобладает академический, но непременное с данными предварительно конспектами, причём следует приучать записывать за преподавателем, а иногда даже предлагать составить целую лекцию, что значительно облегчит впоследствии составление лекций в высших учебных заведеньях. 

Каким методом в старших классах пользоваться чаще, — зависит также от степени развития и качества класса. Чем класс менее развить, так сказать, сонливее, апатичнее, тем более преобладает эвристика (беседа), - и наоборот. 

Не умаляя отнюдь педагогического значения живой беседы учителя - с учениками, не можем не сказать, что в настоящее время нередко этими беседами злоупотребляют, сводя их на болтовню и разводя водой самое содержание урока , который прежде всего должен сообщать учащимся знания. 

Этот упрёк не без основания ставится многим преподавателям, и особенно преподавательницам, родного языка, наивно думающим, будто скучным разжёвыванием предмета, понятного без объяснений, или же с самыми незначительными, поддерживается внимание и интерес к уроку, и достигаются лучшие результаты. 

Злоупотребление же этим методом в младших классах, особенно если учащиеся мало учат наизусть, а уроки отвечают короткими ответами на вопросы учителя, прямо ведёт к тому, что ученики и ученицы, переходя, например, уже в четвертый класс, т. е., проучившись в гимназии целых три года, совсем не умеют ни слушать сплошных рассказов учителя, ни рассказывать сами. 

В настоящее время не мало слышится нападок на академическое преподавание не только, хотя бы до некоторой степени, в последних классах гимназии, но даже и в университетах;  но такие нападки идут, по большей части, от лиц, которые сами не умеют говорить красиво и увлекательно; между тем влияние живого, горячего образного слова на молодежь действует благотворно. 

Рассмотрим же, какие именно занятия должны быть предложены детям в младших классах, до четвёртого включительно, чтобы сообщить учащимся , более или менее, серьезную и желательную подготовку в смысле литературного образования. Прежде, чем перейти к рассмотрению частностей, скажем вообще, в чем именно это образование должно выразиться при переходе в пятый класс снизу, т. е., другими словами, чего бы мы считали возможным потребовать от учеников на экзамене при переходе из IV - го в V - й , или в женских гимназиях, в III - й. 


Требования от ученика при переходе в 5 классы мы свели бы к следующему 


 А) Письменные 

 1) Безошибочное письмо под диктовку периодической речи, приблизительно не менее двадцати печатных строк. 

 2) Связное письменное изложение содержания, по памяти, одного из обязательно читанных в классе или вне класса художественных произведений эпических, — следующих русских писателей: Крылова, Пушкина, Жуковского, Майкова, Тургенева, Григоровича, гр. Л. Толстого, Лермонтова. Изложение должно занимать, приблизительно, не менее страницы обыкновенного листа и не более двух - трёх страниц. 

 NB. На экзамен каждый ученик должен представить за все годы пребывания в гимназиях особую тетрадь, куда были бы внесены: 

 а) заглавия всех сочинений эпических, которые были прочитаны обязательно, — по возможности, с самым кратким их содержанием, или, по крайней мере, именами главных действующих лиц; 

 б) краткие биографические сведения о каждом из их авторов; биографии же Кольцова, Крылова, Жуковского и Пушкина могут быть написаны и отдельно, на листах, в виде связных памятных записок. Эти четыре биографии, сделанные за год, представят собой особые письменные работы, исправленные преподавателем. 

 В) Устные 

 Грамматический разбор предложения, как синтаксический, так и этимологический, по особой формуле, по возможности, без вопросов преподавателя. Формулы могут быть предложены следующие: 

А. Синтаксическая: какое предложение по значению (т. е., повествовательное, вопросительное или восклицательное); какое, по составу (простое, слитное, сложное); если сложное, то из каких предложений состоит, — перечисление предложений с указанием значения каждого (главное, или придаточное, какое придаточное — определительное, дополнительное, обстоятельственное, вводное); как предложения сочинены или подчинены (непосредственно, или посредством чего именно); значение каждого отдельного члена в каждом предложении и их отношения (согласование и управление); объяснение знаков препинания). 

 В. Этимологическая: по составу слова: какое слово— коренное, производное или сложное; приставка, корень, суффикс, флексия, беглые буквы; по частям речи и формам для имен и местоимений: часть речи, разряд, род, число, падеж, склонение (степень); для глаголов: залог, наклонение, время, вид, лицо, число, спряжение. 

3. Выразительное чтение прозаической отрывистой (Пушкин, Тургенев, Л. Толстой) и периодической речи (Гоголь, Карамзин). 

4. Выразительное произнесение наизусть одного из стихотворений, примерный список которых, за все низшее четыре класса, прилагается ниже, при чем ученик обязан указать в нескольких словах смысл произведения и пересказать его содержание. 

5. Подробный пересказ биографий Кольцова, Крылова, Пушкина и Жуковского. 

 6. Пересказ подробный и краткий обязательно прочитанных в классе, или вне класса, художественных произведений (примерный список помещаем ниже). Вот, удовлетворяя каким требованьям, должен, по нашему мнению, переходить ученик в тот класс, где уже начинается преподавание собственно словесности, т. е., учение о происхождении целого сочинения, его условиях внешних (слог) и внутренних (единство, полнота, последовательность, соразмерность частей), родах и видах.


Литературное образование важнее церковно-славянской грамматики


Как читатель видит, эти требования, в сущности, сходятся с требованиями, предлагаемыми программами Министерства Народного Просвещения, Главного Управления Военно-учебных Заведений и Женских Гимназий. Все отличие наших требований — это, во-первых, расширение литературного образования (знакомство с образцами, биографии некоторых писателей, знание наизусть и выразительное произнесение возможно большего количества стихотворений, связная литературная речь устная), которому отводится первое место, и которое вполне даёт возможность судить о степени умственного и эстетического развития ученика. 

И во-вторых, совершенное опущение грамматики церковно-славянской и чтения с разбором Остромирова Евангелия. Не выдерживает строгой критики и то соображение, будто изучение церковно-славянского языка поможет в старших классах пониманию памятников древней русской литературы; а если это и так, то не проще ли там и познакомить с главнейшими особенностями текста практически, на самых памятниках. 

 Ввиду необходимости понимания Евангелия, церковной службы и молитв, с церковно-славянским языком, опять-таки практически, легко может познакомить детей законоучитель: совершенное же опущение из гимназического курса языка церковно-славянского, если и будет насколько в ущерб строго научному филологическому изучению родного языка, то за то с лихвой вознаградится усилением практических живых занятий, способствующих развитию эстетическому и поселению любви к родному языку и литературе, а главное, наиболее подходящим к возрасту учащихся. 

Публикуется в сокращении по книге Виктор Острогорский. Беседы о преподавании словесности. Издание учебного магазина „Начальная школа“ E. Тихомировой. Москва, Кузнецкий Мост. 1887 год

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Есть комментарий?