“Не будем забывать, что ребенок – наш продолжатель, который превзойдет нас самих.
И самое меньшее, что мы можем дать ему для этой цели, должно быть
самым большим из того, чем мы располагаем”.
М. Монтессори
Невозможно научить детей свободно и ответственно мыслить, не создав им условия для самостоятельных занятий Что представляют собой самостоятельные занятия в дошкольном возрасте, известно тем, кто практиковал их в то время, когда они применялись в детских садах, и тем, кто применяет их сейчас хотя бы в минимальном количестве. Но перед нами встает вопрос: чем являются эти занятия в школе? Возможно ли применять их к детям школьного возраста, не нарушая установленного порядка обучения? Каковы их цели и значение?
Одной из важных задач школьного обучения является задача развития в учениках умения самостоятельно работать. Очень часто случается, что ученик, окончивший школу и пришедший в высшее учебное заведение, с трудом осваивается с новой обстановкой и на первых порах теряет много времени, не умея приспособиться к иным, не школьным условиям занятий. Он привык к объяснению учителя, к задаванию и спрашиванию уроков, привык иметь дело с учебником, с точным указанием всякого – важного и неважного – в изучаемом предмете, с записками, которые он ведет на уроках.
В высшем учебном заведении он должен слушать лекции, должен уметь их записывать, должен иметь дело не с одними только учебниками по тому или иному предмету, но с разными книгами, источниками; должен самостоятельно вести лабораторные занятия, готовиться к семинарам, уметь распределять свою работу так, чтобы не терять времени; должен уметь выделить в этой работе главное, критически относиться к материалу, самостоятельно мыслить. В школе ученик готовит уроки к каждому дню по расписанию; в высшем учебном заведении он должен сам составлять расписание своих домашних занятий.
Все это нужно всем – и очень способным, и просто способным, и средним ученикам - для успешного прохождения курса высшего учебного заведения и для дальнейшей работы, да и просто для повседневной жизни. Может ли школа дать такую подготовку одними обычными фронтальными уроками? Хороший учитель, мастер своего дела, конечно, и на фронтальных уроках может приучить своих учеников работать самостоятельно. Но все же главным действующим лицом является учитель, а не ученики, и предмет, над которым они работают - тема урока - одинаков для всех.
Мысли их должны следовать за мыслью учителя, и время, в течение которого они должны сообразить, приготовить ответы и выполнить работу, тоже одинаково для всех. Между тем, эти ученики являют собой различные характеры, различные возможности. Самостоятельные занятия, если они практикуются в школе хотя бы в минимальной дозе, но систематически, например, час, два в шестидневку, в определенный день по расписанию до известной степени дают детям возможность приобретать перечисленные навыки самостоятельного подхода к работе. Если эти занятия ведутся без перебоев в течение всего учебного года, они имеют влияние и на фронтальные уроки, и результатом их становится лучшее качество занятий – не со стороны учителя, а со стороны учеников.
Элементы, из которых складываются самостоятельные занятия в школе, следующие.
Во-первых, дети как объекты индивидуального подхода со стороны учительницы.
Во-вторых, обстановка класса, необходимая для успешного проведения занятий.
В-третьих, материал для развития, предлагаемый детям.
И, наконец, учительница или учитель, к которым, в данном случае, предъявляются особые требования.
Наблюдать и исследовать так же, как слушать человеческий голос
Каждый ребенок представляет собой определенную индивидуальность, и с этим любой учитель должен считаться. Следовательно, к детям необходим индивидуальный подход. У каждого есть свои врожденные способности и склонности, которые, у одних проявляются очень рано, у других позже, наконец, у третьих под влиянием неблагоприятных условий могут совсем не проявиться. Каждый находится в окружении своих, отличных от других, условий жизни – как материальных, так и моральных. А так как ребенок, начиная с трех лет, а иногда и раньше, проводит почти полжизни в школе или сходных с ней учреждениях, то в работе учителя заключается, по мере возможности, обязанность учитывать все эти обстоятельства при его воспитании.
Но, несмотря на различия в характере и способностях отдельных детей, всех их связывают общечеловеческие черты: стремление к познаванию мира, интерес к тому или иному виду деятельности, которая, впрочем, не определяет его деятельности в будущем.
"Ребенок имеет жизненную тенденцию исследования окружающего, столь же сильную, как и тенденция слушания речи. Фактически он должен знать внешний мир и должен учиться говорить. Существует особый период жизни, заставляющий его наблюдать внешние вещи так же, как и слушать человеческий голос", – говорит Монтессори. Как бы ни был ребенок одарен от природы, в нем всегда кроются какие-то возможности совершенствования, возможности приложения хотя бы самых минимальных внутренних сил к полезной для себя и для общества работе. Помогать расти этим возможностям до высшего предела у богато одаренного, помочь среднему ребенку спокойно и равномерно развивать свои способности, вскрыть положительные качества, не давая им заглохнуть и строя на них работу у детей с ограниченными возможностями – это высокая и трудная задача воспитателя. Тот, кому удается ее решить, хотя бы и не в полной мере, заслуживает глубокого уважения со стороны общества…
Как много материалов для свободной работы стоит в классе?
…Прежде всего, нужно не перегружать детей бесполезными вещами. Нужно следить за тем, чтобы не было нехватки, но еще хуже переизбытка; нельзя давать сразу много предметов. Большое количество материала на первых порах рассеивает детское внимание, рождает ненужную усталость, приводит к нарушению порядка.
Дети, не привыкшие в самостоятельной работе, бросаются жадно от одной коробки к другой, не зная, на чем остановиться. Материал нужно вводить постепенно. Достаточно поставить один вид какой-нибудь работы, какие-нибудь две коробочки, содержащие в себе, например, карточки для чтения и списывания.
В каждой коробочке находится не менее 40 карточек, следовательно, каждый ребенок за урок может поработать не с одной, а с несколькими карточками, смотря по свойственному ему темпу работ. Ограниченные виды работ на первых порах обеспечивают повторность детских занятий с материалом. Ребенок читает или списывает одну и ту же карточку или разные по содержанию, но однородные по заданию два, три и несколько раз. Чтобы дети не утомлялись читать и писать весь урок, учительница делает короткие интервалы, призывая их внимание сигналом “Тишина”, написанным на табличке или на доске и давая им какие-нибудь общие задания, при которых они могли бы отдохнуть и подвигаться. Но это делается только изредка, так как дети на самостоятельных занятиях концентрируются и без призыва.
Материал должен находиться всегда на одном и том же определенном месте - например, на одном и том же столе или полочках, приспособленных специально для него. Каждый предмет должен иметь не только свое место, но и свое расположение, свою планировку кадра, которая придает ему особое значение. Учительница ставит номер на коробке, у нее на столе находится список этих коробок с их содержанием и названием вида работ, заключающихся в коробках.
Такой порядок облегчает детям отношение к материалу. Ребенок, не успевший выполнить своей работы в один урок или желающий повторить ее, отмечает номер в своей тетрадке и в следующий раз не теряет времени на ее отыскание. Если учительница, заметившая у ребенка какой-нибудь недостаточно усвоенный навык, говорит ему: “Тебе надо взять № 9”, он знает, что это ошибка, которую он часто допускает.
Благодаря такому порядку дети часто восстанавливают план своей работы не только на один урок, но и на следующий. Ребенок говорит: “Сегодня я закончу №2, а завтра возьму №5”. Или: “Я в следующий раз буду писать те же загадки”. Дети должны знать порядок обращения при работе. К этому их приучает учительница.
Они ставят коробочку или кладут пакетик с материалом на правую сторону стола
На столе, кроме тетрадки для самостоятельных занятий, ручки и карандаша, ничего нет. Дети вынимают скрепки на карточках и раскладывают их слева в том порядке, какого требует работа. По этому поводу им дает указания учительница. Отработанные карточки дети убирают в конвертик или коробочку. Такой порядок повышает темп детской работы и улучшает ее качество.
Беспорядочное обращение с материалом во время занятий рождает в сознании ребенка хаос из-за боязни плохо выполнить работу; в конце концов, оно вызывает небрежное ее выполнение. Закончив работу, ребенок должен бережно разложить все содержимое в конвертики в определенном порядке и вернуть все на прежнее место. В конце урока дети приводят в порядок весь материал, расставляя его на столе или на полочках, или же пряча его в шкаф.
В начале же урока они все расставляют на столе в требуемом порядке. Если же какая-нибудь карточка окажется с дефектом или почему-то вызывает сомнение, или теряется, дети кладут ее на стол учительницы для поправки или отмечают ее потерю.
Такой порядок выработан в самостоятельных занятиях у учительниц Адриановых в 21 школе.
Подобного рода ведение дела может показаться некоторым излишним педантизмом. На деле оно является необходимым условием успешного обучения и воспитания детей, начинающего с самого малого возраста – не только со школы, но и с детского сада.
Каков учебный материал монтессори-класса по содержанию и по качеству?
Прежде всего, его внешнее оформление должно быть таково, чтобы он притягивал к себе глаза и руки детей: аккуратные коробочки или конвертики, чистые, красиво написанные карточки, часто украшенные небольшими рисунками или каемками. Число карточек в некоторых видах работы должно быть рассчитано на число детей – так, чтобы была возможность по мере надобности вести с ними иногда и фронтальные уроки.
Содержание материала должно обеспечивать для детей самостоятельную работу, т.е. он должен быть прост, точен и в некоторых случаях давал бы детям, особенно маленьким, возможность самоконтроля.
Материал предполагается трех видов
Один вид материалов служит для повторения и закрепления приобретаемых детьми навыков и знаний, следовательно, составлен соответственно программе. Другой – пропедевтический, по своему содержанию тоже составленный по программе, но ведущий детей вперед, помогающий им легче и быстрее усваивать изучаемый курс. Третий – не относящийся к программе, но расширяющий детский кругозор, воспитывающий интерес к знанию, прививающий любовь к умственной работе. Такой материал необходим для всех. Для детей одаренных, просто способных, средних и даже с возможностями ниже среднего. Для одаренных и способных он ценен тем, что дает пищу их уму, постоянно ищущему новых знаний, не в беспорядке, а в системе. Мы часто приуменьшаем возможности детей, ограничивая их школьной программой.
“Мы не должны забывать, что ребенок – наш продолжатель, который должен превзойти нас самих. И самое меньшее, что мы можем дать ему для этой цели, должно быть самым большим из того, чем мы располагаем”, – говорит Монтессори. В этой же главе дальше: “Если мы хотим помочь ребенку, мы должны поставить его на ступень наибольшего возвышения, мы должны ему дать больше, чем он может по собственным силам”. Эти последние ее слова относятся как к материалу для воспитания чувств, в котором упражняются маленькие дети, дающему возможность из конкретных вещей и извлекать абстрактные идеи, так и к материалу по различным дисциплинам, с которым работают дети школьного возраста. Этот материал прививает им умение делать выводы, извлекать главное, будит мысль и толкает их на творчество.
У детей среднего уровня развития он пробуждает интерес к тому или иному предмету, к той или иной области знаний, и прививает им вкус к чтению серьезных книг.
Встречаются дети, кажущиеся тупыми, умственно вялыми, ничем не интересующимися. На фронтальных уроках умы таких детей отсутствуют, и они или не двигаются вперед совсем, или двигаются очень медленно. Случается (знаю по опыту), что они вдруг заинтересовываются каким-нибудь видом работы на самостоятельных занятиях и начинают углубленно работать, часто повторяя одно и то же по два-три раза. Переходя в дальнейшем к следующему материалу и, видя положительные результаты своей работы, они точно перерождаются.
В интеллекте этих детей как будто не хватало горючего материала, чтобы привести его в движение. Достаточно оказалось легкого толчка, по счастливой случайности прилаженного к какой-то пружине, до тех пор не действовавшей, чтобы она пришла в движение и заставила работать всю машину. И тогда часто случается, что ребенок, казавшийся весьма средним, даже ниже среднего, вдруг оживляется, начинает проявлять способности, интерес к работе и делается очень хорошим работником не только на самостоятельных, но и на фронтальных занятиях.
Материал для самостоятельных занятий не есть нечто постоянное и однообразное. Конечно, некоторые виды работ, подобно учебнику, могут служить долго, часто без изменения. Но есть и такие, которые необходимо постоянно просматривать, обновлять и изымать из обращения. Часто этого требует программа. А в материале, заключающем в себе работы вне программы, этого требуют интересы детей, к которым постоянно прислушивается учительница. Этот последний является косвенной подготовкой для дальнейшей умственной работы.
Самостоятельные занятия (школьников младших классов). Из книги «Юлия Фаусек. Педагогика Монтессори» Генезис 2007 г.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (19) 2009 Фото: интернет источник.
© Публикация журнала "Монтессори-клуб"