Елена Хилтунен
Как Лев Толстой строил свою свободную школу?
Сегодня, в век информационных технологий, разве что маленькому ребенку неизвестно, что такое Интернет. Глобальная сеть помогает нам в работе, в общении с родными и близкими, а школьникам и студентам – в учебе. Разве могли представить себе такое обучение Л.Н. Толстой или К.Д. Ушинский?! Тогда Лев Николаевич просто стоял на крыльце Яснополянской школы – еще совсем молодой, тридцатилетний, только что отрастивший свою знакомую нам по книжным картинкам бороду, – и встречал деревенских ребятишек-Филиппков, которые, услышав звон колокольчика, стремглав неслись в барскую усадьбу. В школу! Они обожали учиться – считали за счастье, даже не подозревая, у кого они учатся – человека, который потом станет великим, прославит русский народ и русскую культуру на весь земной шар!
И еще они не подозревали, что Лев Николаевич строит настоящую русскую свободную школу. Он был в самом начале пути, на который потом встало немало отчаянных и смелых российских педагогов, принявшихся спустя столетие воплощать в жизнь его мечту. С каждым годом в России становится все больше и больше начальных и основных школ, которые, как и Яснополянская, служат сегодня примером гуманистического отношения к детям, толстовского доверия к ним и уважения их достоинства.
Кубики вице-адмирала Зарудного
Классики свободной педагогики в России придавали большое значение созданию условий для природосообразного развития детей, поддерживали творческое развитие их индивидуальности. Они предпочитали преподаванию школьных предметов наблюдение за накоплением детьми личного жизненного опыта. Они уже тогда, 150 лет назад, видели смыслы начальной школы в практико-ориентированном наглядном обучении детей и вслед за Фребелем и Песталоцци придумывали для своих учеников наглядные пособия, которые потом усовершенствовали европейские педагоги, прежде всего итальянка Мария Монтессори. Интересно, что общественный деятель и педагог, барон Николай Александрович Корф рассказывает в своих текстах, что в России к делу создания таких наглядных учебных материалов были причастны не только профессиональные учителя, а, например, знаменитый гидрограф, вице-адмирал Виктор Иванович Зарудный (1828-1897).
Наиболее ярким идеологом организации свободных школ в России был Константин Николаевич Вентцель, создавший «Декларацию прав ребенка» и «Дом свободного ребенка», о котором немало писал в начале ХХ века. «Общее образование, построенное НЕ на фундаменте свободного творческого производительного труда, а воздвигнутое как бы на самом себе, есть стебель без корня, которому суждено зачахнуть и завянуть, не принося ни цветов, ни плодов», – считал Константин Николаевич. Эта тенденция в последние годы особенно ярко проявилась в нашей стране. Мы видим расцвет альтернативных, семейных, свободных («живых») школ, заполняющих все большее пространство системы российского образования.
Гуманистический характер новых подходов к организации школ рано или поздно влечет за собой смену парадигмы отношения взрослых к детям, принятую в нашей стране не одно десятилетие. Авторитарной парадигме все последние годы служили методы работы с детьми и подростками и классно-урочная система преподавания знаний, строгое планирование и контроль содержания образования, идущее от наделенных властью взрослых. Но такая парадигма мало подходит детям, слабо соответствует законам их физического и психического развития.
Русская школа - это лаборатория жизни
Сегодня мы видим: современная Россия меняется быстро. Хотим мы того или нет, школа становится лабораторией жизни, и нельзя подгонять ее под схему нарождающегося образования, надо подстраивать эту схему под ученика. Как говорил Станислав Теофилович Шацкий: «Школа для детей, а не дети для школы! Работать в новой школе – это шагать со ступеньки на ступеньку; работать в ней – значит никогда не останавливаться, не бояться ошибок, с каждой новой ступени видеть все новые и новые горизонты и ощущать рост свой вместе с ростом своего дела».
Могут задать вопрос: но зачем нашим современникам сохранять в своих книжных шкафах или цифровых файлах книги классиков гуманистической педагогики? Зачем нам следует изучать их? Очень просто: без живых корней дерево чахнет, а история все равно повторяется. Но в новом качестве.
© Публикация журнала "Монтессори-клуб".