О критическом мышлении, детской вопросительности и об идее Николая Федоровича Бунакова о «подвижном учителе» 

15 июля 2023, 15:42  Просмотров: 334

0 формах школьного обучения 


Воспитывающая сила обучения обусловливается не только его внутренними качествами, но и формою, соответствующею этим качествам. Таковою признается форма катехистическая с эвристическим характером, т. н. форма разговорная, когда на долю учителя преимущественно достаются вопросы, а не изложение, составляющее сущность другой формы, излагающей, лекционной, которую обыкновенно противопоставляют первой. 

Эвристический характер обучения состоит в том, чтобы ученики, по возможности, сами доходили до всякого знания, чтобы они не получали готовых выводов и определений, а сами добирались до них, наблюдали, сравнивали, обобщали, изобретали, только при некотором содействии со стороны учителя. 


Умение ставить вопросы


Следовательно, вопросы учителя направляются к тому, чтобы возбуждать мысль учеников, вовсе не подсказывая им ответов. Они должны быть целесообразны, доступны пониманию учеников, ясны, точны, последовательны. Уменье ставить вопросы составляет чуть ни самую существенную сторону учительского искусства. Оно не столько приобретается путем руководства, наставлений и подражания, сколько вытекает, во-первых, из учительского дарования, которым наделен не всякий даже очень умный человек, а затем — из сознательного отношения и любви к делу, из самодеятельного размышления и критического отношения к самому себе и к своей работе. 

Но ошибочно было бы думать, будто катехистическое обучение должно совершенно исключать из уроков изложение учителя. Такое изложение в известных случаях полезно, желательно и даже необходимо, рядом с катехизацией особенно в тех случаях, когда путем вопросов нельзя привести учеников к знанию, например, когда надо сообщить им географические, исторические и другие факты, самодеятельное открытие которых невозможно для учеников. 


Об умении слушать


Оно полезно и желательно и во многих других случаях, если вводится в уроки время от времени, умело, уместно, толково, потому что, во-первых, даёт ученикам образец желательного изложены, во-вторых, вносит разнообразие в урок, в-третьих, оно, если сопровождается проверочной катехизацией, приучает учеников слушать с должным вниманием и отдавать отчёт о выслушанном. 

 Рядом с ученьем излагать, которое школа должна сообщать учащимся, не надо забывать и очень важного в жизни уменья слушать. Это последнее уменье приобретается вовсе не так легко, как нам кажется. Не даром чуткий Тургенев в рассказе о Рудине подчёркивает, что этот талантливый человек умел не только увлекательно говорить, но и слушать. 

Среди русских людей это уменье, к сожаленью, очень мало распространено. Мы любим, хотя тоже мало умеем, говорить, но слушать не любим и по большей части к речам собеседников относимся или вяло, без вниманья, или нетерпеливо. 

Припомните, как у нас ведутся обыкновенно споры: мы и перебиваем, и плохо слушаем друг друга, всякий рвется говорить один, не давая собеседнику высказаться, а если необходимость заставляет помолчать, то после невольной паузы мы продолжаем или даже просто повторяем свое, пропустив мимо ушей высказанные нам возражения. Может быть, одна из причин этой свойственной русским людям слабости заключается именно в том, что школа не научает нас не только говорить, но и слушать. 


Самое главное, конечно, — выяснить себе цель, основную задачу урока


В конце концов, надо признать желательным благоразумное чередование в деле обучения катехистической формы с излагающей. Необходимо установить, хоть в общих чертах, плане урока, наметить главные пункты работы, — так сказать — поставить вехи, чтобы по ним идти к цели. Но нет надобности вдаваться в мелочную разработку подробностей, которые зависят от многих непредвидимых условий и случайностей. Тут важное значение имеет сноровка, любовь к делу, находчивость и опытность учителя, его учительское творчество и большее или меньшее значение своих учеников. 

В конце урока тоже иногда очень важно предложить ученикам оглянуться на всю работу, заметить главные пункты пройденного пути и резюмировать сущность работы. Очень полезна такая оглядка на пройденный путь и после целого рада уроков. Такая отладка приучает учеников сознательно, вдумчиво относиться к своим учебным занятиям, видеть в них разумную последовательность и связь между ними, как частям одного целого, проверить и приводить в порядок свое внутреннее достояние, приобретаемое путем учения. 

Но важно, чтобы установлена была живая связь и между отдельными предметами учебного курса. Вся его программа пусть представляет собою не механический конгломерат разнородных кусков знаний, не имеющих между собою ничего общего, а нечто цельное, части которого объединяются внутренней связью, чтобы все отдельные уроки взаимно подкрепляли друг друга, помогали друг другу, вели к одной общей цели — к всестороннему развитию человеческой личности и подготовляли ее к разумной человеческой жизни. 


О "свободных уроках" господина Ипполитова


Кроме того, время от времени возможны и полезны так называемые «свободные уроки», которые рекомендовал учитель г. Ипполитов в № 1 журнала «Русский начальный, учитель» за 1883 год: на этих уроках, соединяющих два отделения, предлагается прорабатывать один и тот же материал, который для одного отделения будет новинкой, а для другого повторением. 

Самостоятельные работы «втихомолку» вовсе не следует считать только «неизбежным злом», как думают о них некоторые. Нет, при правильной постановке дела, за этими работами надо признать немаловажное педагогическое значение. Они составляют самый естественный переход от обучения к самообучению, которое народная школа всегда должна иметь в виду, так как подготовка детей народа к самообучению — одна из существенных ел задач. 

Эти работы приучают учеников к самостоятельному труду, к вниманию и к сосредоточенности на работе. Они приучают заблаговременно приготовляться к работе, своевременно обращаясь к учителю за необходимыми разъяснениями, чтобы помочь исполнять свое дело без всякой его помощи, не отвлекая его от занятий с другими отделениями. 

Вместе с тем они приучают учеников работать, не мешая другим, сосредоточившись на своем труде, с должным уважением относясь, к работе, которая ведется рядом. 

Наконец, эти самостоятельные работы отличное средство и для закрепления в уме учеников тех понятий и знаний, какие были им сообщены, и для проверки, удовлетворительно ли усвоены ими эти знания и понятия. 

Само собой разумеется, что к выполнению самостоятельных работ учеников следует подготовлять, чтобы эти работы были им по силам. Но, вместе с тем, важно, чтобы в них содержалось достаточно интереса, чтобы они требовали от маленьких работников самодеятельности и некоторого напряжения мысли: скука, праздное сиденье, равно как и невозможность исполнить назначенной работы, поведут к беспорядкам, к нравственной порче. 


К вопросу о повторительных занятиях


Рядом с вопросом о четырехгодичном курсе народной школы одним из животрепещущих вопросов на всех курсах и совещаниях, собирающих учителей и учительниц, за последнее время является вопрос о повторительных занятиях с бывшими учениками. Оказывается, что всеми давно сознается потребность в таких занятиях, что на организацию их обращено внимание и земских учреждений, и учащих лиц, и учебной администрации. Оно и понятно. 

Обучение в школе с трехгодичным курсом по 20—25 учебных недель в году, при малолетнем возрасте учащихся и при неаккуратном посещении уроков, представляется торопливым, недоделанным, недостаточно прочным и весьма мало влияющим на жизнь, в смысле улучшения народных понятий и нравов. Еще покойный педагог-земец барон Н. А. Корф, более двадцати лет тому назад, на организации повторительных занятий, чтобы, как он выражался, «увенчать здание», т. е. дело русской народной школы, созданной земством. Он даже напечатал руководство для таких занятий, теперь уже забытое всеми, даже едва ли существующее в продаже. 


Идея "подвижного учителя"


Надо сказать, что далеко не всякий учитель в состоянии вести такие занятия с бывшими учениками— как по сумме знаний, какими обладает, по широте умственного кругозора, так и по размерам сил, которых очень много приходится затрачивать и на текущую работу в школе. 

Хотя повторительные занятия обыкновенно назначаются по вечерам раза два-три в неделю, но это работа далеко не легкая, особенно как работа добавочная к текущим урокам в школе, да еще одновременно с двумя или тремя отделениями — к урокам, которые, притом все-таки составляют главную, основную и наиболее ответственную обязанность учителя. 

Между тем эти занятия требуют и запаса довольно многосторонних познаний и уменья дополнять их из книг, ловко группировать, общедоступно и занимательно излагать, и серьёзной подготовки к каждому уроку. 

Кроме того, эти занятия возможны только при особенно благоприятных условиях: необходимо, чтобы в распоряжении учителя был порядочный запас книг, популярно-научных и литературных, а также запас хороших наглядных пособий. 

Всего лучше было бы для надлежащей постановки таких занятий с бывшими учениками школы пригласить на уезд несколько особых, учителей с порядочной общеобразовательной подготовкой, которые объезжали бы уезд на пять или шесть недель в каждой земской школе, привозя с собой нужные книги и пособия. Пусть крестьянская молодежь села Орлова заблаговременно знает, что в этом селе занятия с бывшими учениками будут производиться в сентябре и октябре, а молодежь села Малышева, что здесь такие занятия будут в октябре и ноябре, и т. д. 

При таких условиях дело может быть поставлено целесообразно и дельно, приобретать, кроме чисто учебного, и воспитательное значение. Ожидание приезда подвижного учителя с новыми книгами и учебными пособиями и начало занятий, а потом воспоминания и разговоры о происходивших занятиях будут вносить новую оживляющую, бодрящую и поднимающую струю в однообразную жизнь деревенской молодежи. 

Мало того, приезд подвижного учителя и его занятия будут оказывать самое благотворное влияние на жизнь и успехи каждой местной школы, на жизнь и работу каждого местного учителя, не утомляя и не угнетая, а освежая, одушевляя его. 

Для русского сельского учителя, оторванного от всякого интеллигентного общества, будет иметь огромное значение приезд на несколько недель живого свежего человека, да еще товарища по профессии, давая услышать живое слово, потолковать по душе, поделиться своими наблюдениями и впечатлениями, своими одинокими мечтами и думами.


Цитаты из 8 главы книги: Бунаков Н. Школьное дело, учебный материал, проработанный на учительских съездах и курсах за тридцать лет (1872–1902). Санкт-Петербург, изд. М.М. Гутзаца 1906 год.


Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Есть комментарий?