Об экзаменах, переходах из класса в класс и выпусках школьников
§ 36
На каждый год быть двум произведениям из нижних классов в высшие, а из верхнего в студенты; первому произведению быть после недели святой пасхи, второму - в первые числа месяца сентября.
§ 37
Для сего чинить прежде каждого произведения во обоих гимназиях и во всех школах и классах строгие экзамены, первый - на шестой неделе великого поста, второй - в последних числах месяца августа, перед рекреацией (Каникулы) в месяце августе позволенной.
§ 38
В нижнем и в среднем классах экзамен должен происходить в присутствии директора, инспектора гимназии и ректора и при учителях. В верхнем классе экзаменовать в присутствии кураторском, директорском, всех профессоров и ректора.
§ 39
Прежде экзамена сочинить для каждой школы и класса общие на целую полгода табели, чтобы вдруг можно было видеть экзаменаторам понятие, прилежание и поступки каждого школьника как следует.
§ 40
Потом спрашивать каждого школьника особливо изо всех тех книг, по которым он чему изусть учился или которые от учителя толкованы. Задавать к решению переводы краткие или сочинения по рассуждению школы и класса. Кто каково ответствовал, записывать в особливые экзаменаторские табели.
§ 41
После экзамена сличить помесячные табели с теми, в которых при экзамене записаны успехи каждого школьника. Производить их по достоинству из нижних классов в высшие, из верхнего класса в студенты для слушания в оных профессорских лекций, причем наблюдать следующее.
§ 42
Не переводить из одного класса в другой, ежели кто не выучил всего того твердо, что в оном классе, в котором учился, положено для изучения.
§ 43
Не разделять учения одного школьника по разным классам. Так, кто нижний класс русской и латинской школы знает твердо, а не выучил как надлежит в нижнем классе арифметики, того не производить в средний класс ни русской, ни латинской, пока арифметику довольно знать будет. Таким образом, ежели кто арифметику выучил, однако нетверд в первых основаниях латинского языка, того не переводить во второй класс латинской школы. Сие наблюдать и в прочих классах, дабы один с другим не мешались.
§ 44
При выпуске из гимназии студентов смотреть, сверх сего лет, чтобы кто ради малолетства, выйдя из строгого гимназического содержания, не испортил своих нравов, но приобрел бы вместо того и успехи в других языках. Итак, ежели кто к пятнадцати летам своего возраста пройдет все классы школы российской, латинской и первых оснований нужнейших наук, того перевести в немецкую, французскую и других языков школы по рассуждению его понятия.
§ 45
Напротив того, когда кто в помянутых классах трех школ кончает учение в летах, например, около двадцати лет, также и способность к учению нынешних европейских языков посредственную имеет, такового производить в студенты, дабы, не теряя напрасно времени, мог достигнуть в университете такой науки, которою, помянутых языков не зная, Отечеству полезен быть может.
§ 46
Ежели который школьник за какими-нибудь извинительными причинами, как то за долговременными болезнями или за недовольною способностью, в гимназии долго пробыл и уже в немалых летах, однако всегда учился по силе своей прилежно и вел себя порядочно, такого должно из гимназии выпустить в другую команду по пристойности с рекомендацией или определить в учителя нижних классов.
§ 47
Которые учатся на своем содержании, тех выпускать по тем условиям, на которых они в гимназию приняты. Но ежели в ком усмотрена будет особливая острота и склонность к наукам, для тех употреблять всякие пристойные способы, чтобы склонить родителей к совершению таких детей их в науках...
Печатается по изданию: Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., т. IX. М., 1955. Впервые опубликовано в 1955 г. «Проект Регламента московских гимназий» составлен М. В. Ломоносовым между 12 января и 26 апреля 1755 г.