О смысле слова «воспитание» 

8 марта 2024, 13:47  Просмотров: 103

Прадеды наши называли воспитанием то, когда они выучат детей своих псалтыри и считать по счетам. После чего просвещенному своему сыну в награждение дарили киевского тиснения часовник, но учили притом верности царю, к закону повиновению, твердому соблюдению данного слова или обещания. А так как сами других областей не знали, так и деток своих из Отечества, кое они ценили выше других государств, не пускали.

Неуча научить можно скорее, нежели развратного исправить


Сие воспитание едва воспитанием назваться может, ибо должность гражданина и естественное право юношеству было неизвестно. Они без зазора еще могли пребывать суровыми мужьями и отцами, немилосердыми господами, а отличные природные дарования невидимы исчезали. Они и нужны не были, ибо без просвещения к исполнению только того, что от них требовалось, малейшего количества ума достаточно было.

Но в оном воспитании незнание, а не развращение видимо было; что, по моему мнению, предпочтительно или по крайней мере не столь бедственно, ибо неуча научить можно скорее, нежели развратного исправить. Путешествие же по чужим государствам невежде, не приготовленному к тому воспитанием и не имеющему в сердце своем к Отечеству и родителям любви, только к пагубе послужить удобно.

Напротив, путешествия с намерением просвещаться, перенимать хорошее, и избегать порицательного, с готовыми уже к тому знаниями молодому человеку конечно весьма полезны могут быть. Отцы наши воспитать уже нас желали как-нибудь, только чтоб не по-русски и чтоб чрез воспитание наше мы не походили на россиян.

В их век просвещение, дошедшее к нам от французов, водворилось в Отечестве нашем так изобильно, что знатный один господин в тысяча семьсот пятьдесят не помню котором году, с восторгом говоря приехавшему сюда, доказывал ему о просвещении тогдашнем, что завелись уже в России книги другого роду сочинений, кои, может быть, некоторым читателям приятнее покажутся. Поэтому всякому родителю, или вождю юношества их знать надлежит.

Воспитание преподается более примерами, нежели предписаниями. Воспитание ранее начинается и позднее оканчивается, нежели вообще думают. Воспитание состоит не в одних внешних талантах: украшенная наружность вкусом или действиями, кои от танцмейстера, от фехтмейстера и прочее получаются, без приобретения красот ума и сердца есть только кукольство, кое становится с летами ненужным и лишь лишь редкого употребления в сообществе пригодным.

Воспитание состоит не в приобретении только чужих языков, или в науках одних, ибо и ремесленный человек, определяя сына своего к какому-нибудь также ремеслу, если только лишь оному его выучит, но не даст ему чрез воспитание крепости и силы, могущей переносить труды телесные, и не вперит ему как поучениями, так и примером своим любви к трудам, к трезвости, верности и порядку, - то он не может надеяться зреть его благополучным. Ибо он не влил в сердце сына своего основания, на коем единственно благосостояние созидаться может, и не доставил ему той бодрости тела, которая для трудов весьма нужна.

Кроме того, возвышенное состояние, которое с собою приносит власть, добродетель и в то же время силу притеснений и обид зависимым подчиненным, требует такового воспитания, в коем бы человеколюбие, справедливость и добродетель имели твердое основание, а здоровье, утвержденное благоразумным физическим воспитанием, сделало бы питомца храбрым на войне и способным к труду, а во нраве своем благоприятным и равным.


Слово "воспитание" прямого смысла у нас еще не имеет


То есть заключить можно, что слово "воспитание" прямого, к несчастию нашему, определенного смысла у нас еще не имеет. Разум оного обширен, пространен и содержит в себе три главные части, союз которых наполняет его существо.

То есть совершенное воспитание состоит из физического воспитания, из нравственного и, наконец, из школьного или классического. Первые две части всякому человеку необходимо нужны, третья же нужна и прилична людям некоторого звания, но притом не лишняя никому и украшает и самую высшую степень знатности, в коей таковые приобретенные красоты ума оказываются большим блеском и сияют.

Физическое воспитание выполняется, когда детям чрез простую пищу, чрез простое и покойное платье, чрез движение, привычку к воздуху и трудам подадут силы и сделают их крепкими телом и здоровыми. Польза оного ощутима не только относительно долголетию, но и способностью к большим предприятиям, геройским подвигам и к непоколебимой твердости в предпринятом; ибо трудно себя ласкать надеждою от истощенного и слабого тела увидеть действия великого духа, кои всегда бывают соединены с трудами, а нередко и с опасностью.

Нравственное воспитание выполняется, когда приучишь детей к терпению, к благосклонности и к благоразумному повиновению. Когда внушишь им, что правила чести есть закон, коему подчиняются все степени и состояния. Когда, не обременяя их память излишними предписаниями, наполняешь их нежные сердца любовью к правде и к Отечеству, почтением к законам церковным и гражданским, почтением и доверием к родителям, омерзением к эгоизму. И наконец, когда уверишь их в святой сей истине, что благополучным быть невозможно, когда не выполнишь долг звания своего, что никакое богатство, знатность или могущество не могут доставить внутреннее спокойствие, если пред Отечеством или пред благодетелем совесть тебя считает виновным.

Школьное или классическое воспитание выполняется совершенным познанием природного языка, также латинского и греческого, коим учат для понимания в зрелых летах красот и высоких мыслей, которых бы мы на нашем языке не имели, если б из древних латинских и греческих классиков их не заняли. Для общения же с иностранцами немецкий, английский или французский язык. Арифметика, как одно из начальных учений, необходимо нужна каждому человеку.


В университетах английских, а особенно в Эдинбургском университете, где гораздо строже прочих экзаменуют, для получения степени Магистра надо твердо знать и другие науки, чтоб при публичном экзамене не только быть в состоянии ответить на вопросы профессоров, но и предстоящей публики. А именно надо знать логику, риторику, историю, географию, высшую математику, нравственную философию, юриспруденцию, философию естественную, которую преподавать начали несколько лет назад в Эдинбурге основанную на математике.

Если случится, что эксперимент по какой-нибудь физической причине не удастся, то не оставляет сомнения уверенность, что он получится с помощью математики или экспериментальной физики, химии и многих других наук.

Оканчивает же воспитание светское обращение. Испытание нас убеждает сильнее, нежели какие-то предписания или книги. Следующий пример может их удостоверить в возможности сего.

Некий молодой соотечественник наш, уже довольно приготовленный ко вступлению в классическую школу после трех лет пребывания в университете, окончил свое классическое воспитание с удивительным успехом коему вся публика несколько раз была свидетельницею и судьей вместе с профессорами.


Цитата из книги: Дашкова Е.Р. О смысле слова ≪воспитание≫ / Сочинения, документы, письма; сост. Г.И. Смагина. – СПб.: Изд во ≪Дмитрий Буланин≫, 2001. – 460 с.

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Есть комментарий?