Орудие просвещения и свободы людей
Дело в том, что одной из целью декабристов было введение массового народного образования, поэтому к тому времени уже зарекомендовавшая себя в этом качестве Белл-Ланкастерская система не могла их не заинтересовать. Даже в уставе «Союза благоденствия» одной из целей значилось «распространение познаний, заведением училищ, особенно ланкастерских».
Декабрист Николай Тургенев писал, что ланкастерские школы будут «орудием просвещения и свободы людей, в особенности у нас в России, где и то и другое так необходимо». А Фёдор Толстой, один из основателей Вольного общества учреждения училищ по методу взаимного обучения, писал, что цель образования состояла в том, чтобы «служить Отечеству не одними руками, но и умственными и нравственными способностями».
Из сочинения Надворного Советника Иосифа Гамелла
Приступим
сначала к сравнению старого и нового способов обучения относительно их действия
и требуемого времени. В школах по первоначальному плану, по которому каждый
обучается, один учитель может обучать только небольшое число учеников. Опытнейшие
из педагогов согласны в том, что при первоначальном учении число учеников,
полагаемое на одного учителя, не может превышать никогда сорока или много
пятидесяти. Положим даже, что у него их не более двадцати, и то в то время,
когда он занимается с одним.
Обучение в школах преподается ныне по Трем главнейшим методам, а именно: лично, современно и взаимно. По первой занимается учитель с каждым учеником порознь; по второй обучает он либо некоторое число учеников, либо всех вместе; по последней же учит один ученик другого.
По новой методе, по которой один ученик обучает другого и наблюдает за ним, ни один из них не может остаться без внимания даже ни на минуту, ибо всякое нерадение обнаруживается и не оставляется без взыскания. Все сие происходит по определенным законам и без посредства учителя, которому в самом деле мало остается занятия потому, что все приводится в действие так сказать внутренней силой, и учителю предоставляется вообще только главный надзор и в нужном случае содействие, почему он и в состоянии управлять и обучать столь большое число учеников, сколько здание школы поместить в себе может, хотя бы их было и более тысячи.
В прежних или старых школах теряется весьма много драгоценного времени. Часто проходит три, четыре и более месяца, пока дитя выучится надлежащим образом азбуке; часто, пробыв даже пять, шесть, а иногда и более лет в школе, едва выучится порядочно читать, а тем менее писать. Можно довольно определительно предположить, сколь много теряемся времени при обучении порознь.
Все происходит само собою по заранее предписанным правилам
Сверх того, новая метода требует гораздо менее издержек, чем прежняя. Новая сия метода одолжена преимуществом своим тому же началу, которое составляет в Англии основание изящества всех рукоделий, то есть разделению работы.
Правило, коим руководствовались при механических работах, приспособлено также и к образованию душевных способностей. Приспособление это состоит во взаимном обучении детей друг друга. При чем соблюдается между ними надлежащий порядок. Учителю остается при сем способ учения, мало чем заниматься; все происходит само собою по предписанным правилам, и он занимается только надзором над учащимися, и при случае пособием им.
В школах такого рода все ученики, хотя бы число оных простиралось до нескольких сот или даже до тысячи, заняты беспрестанно и полезнейшим образом. Они обучаются, так сказать, играя; никакая их способность не остается без употребления, все в беспрестанном напряжении, а потому и успехи учеников превосходят все ожидания.
Можно сказать, открытая педагогическая система
«Школа, построенная декабристами, была открытой педагогической системой, для того времени это было несомненной новацией. Она была открыта не только новым программам, новым дидактическим средствам, но и для всех тех, кто заинтересован в обучении и воспитании подрастающего поколения. На занятиях могли присутствовать не только родители, но и все те, кто интересуется новыми методами обучения. При училищах учреждались общественные советы, на которых заслушивались отчеты и оказывалось содействие учителю. Каждому посетителю предоставлялось право высказывать свое мнение и вносить свои предложения. Члены комитета ходили домой к ученикам, общались с их родителями, оказывали безвозмездную медицинскую помощь. При школе был создан методический центр, в котором обучались учителя, желающие использовать эту методу».
Цитата из статьи к.п.н. Константина Павловича Захарова «Метода взаимного обучения в педагогической деятельности декабристов».