Самостоятельное занятие учеников. Приготовление. Повторение
Весьма часто случается, что душевная деятельность в ученике упражняема бывает при преподавании совершенно незаметно; а посему тем более должно стараться как во время преподавания, так и перед оным, и после оного возбуждать действительную и произвольную силу.
Во время преподавания это может быть произведено вообще через возбуждение и упражнение какой-нибудь душевной способности. Учащиеся должны делать свои примечания о том, что говорится, сами обдумывать предмет, поверять своим умом, давать свои суждения; все их умственные способности: чувствительная и душевная внимательность, сила суждения, проницательность, остроумие, должны приходить в самостоятельную деятельность.
Сверх того, находятся еще и другие непосредственные занятия даже во внешней деятельности, например записывание важнейшего, записывания на большой доске, которая составляет необходимую мебель во всяком училище; связное повторение того, сообщено учителем; мало-помалу так же опыт в преподавании пройденного.
Вне учебных часов можно способствовать самодеятельности учеников
Вне учебных часов можно способствовать самодеятельности:
1) поставляя ученику в обязанность приготовляться во всем, что только для него возможно, через сие ученик познает свои слабости и свои силы;
2) через выучивание наизусть того, что непременно должно быть в памяти, по крайней мере того, что весьма полезно знать;
3) к сему должно присоединить частые упражнения в сочинении всякого рода, частью для повторения слышанного или читанного, частью для упражнения в понимании того, что было читано или объяснено; наконец, должно давать повод;
4) к самостоятельному изучению иных систематических предметов, которые также хорошо, а часто лучше могут быть изучены вне учебных часов нежели на лекциях, так например, при изучении языков, изучении иных писателей, кроме тех, которые объясняются преподавателем. Домашний наставник, по малому числу своих учеников, может сделать в сем отношении гораздо больше, чем общественный.
Повод к самодеятельности вне учебных часов часто бывает важнее и полезнее нежели самое преподавание
Ученик учится больше и успевает очевиднейшим образом тогда, когда он предоставлен самому себе. Но сие приватное занятие должно быть направляемо. Иной наставник предоставляет своим ученикам занятия на произвол для того только, чтобы они ему не мешали.
Дети в раннем возрасте не способны заниматься сами по себе, разве заучиванием наизусть, письмом, рисованием и проч. Списывание хороших отрывков и собирание оных в одну тетрадь, между прочим, гораздо полезнее нежели беспрестанное чтение. Таковые записки или, лучше сказать, запасные магазины идей, журналы чтений могут быть различного рода, например, исторические, стихотворные, прозаичные, немецкие, французские и прочие.
Если есть свободное время, то воспитанник имеет всегда занятие, по крайней мере оно полезнее скуки. Дети, впрочем, всегда требуют того, чтобы с ними занимались; в противном случае их занятие самих по себе легко делается просто бездейственным сидением за книгой; они мало-помалу дремлют или по большей мере читают без всякого внимания.
Чем более дети взрослеют, тем важнее думать о том, чтобы они имели надлежащие занятия для самих себя, и тем более должно оживлять охоту к трудолюбию своим собственным примером.
О различных родах занятий должно заметить следующее
Приготовление потому важно, что ученик при оном должен направлять свои силы, мыслить, сам делать попытки искать вспомогательных средств. При сем только случае он удостоверяется, сколь недостаточны его познания.
Приготовление к предмету иностранных языков легче нежели по предмету науки; уже мальчик может набирать слова, искать их в лексиконе, их писать в логическом или этимологическом порядке, составлять конструкцию, собирать исторические объяснения. В науках он может по крайней мере приготавливаться к следующему отделению книги, ежели в преподавании принята какая-либо учебная книга.
Выучивание на память слово в слово ныне слишком потеряно из виду, как прежде было употребляемо во зло. Однако ж весьма важно многое иметь в памяти, твердо знать, особливо исторические предметы, так же общие правила, даже формулы. Запас отборных мест из классических писаний на древних и новых языках есть сокровище, и способствует весьма много в знании языка, а потому должно заставлять молодых людей выучивать наизусть сколько можно больше образцовых отрывков.
Письменные повторения гораздо полезнее нежели простое перечитывание диктованного или того, что было читано во время преподавания. Особенный род упражнений составляют переводы с иностранных языков. Собственные сочинения могли бы состоять либо из подражаний, либо в собственном изложении мыслей о разных известных предметах.
Можно бы уменьшить число учебных часов даже в училищах, и, может быть, значительно, если бы допустить самостоятельное образование юношей через собственный их труд, и тогда преподавание состояло бы в расспросах и в поправке погрешностей. Особенно можно было бы употребить сей способ в предметах, требующих памяти.
Итак, должно тщательно пересматривать и поправлять все письменные труды учеников; в противном случае цель будет достигнута только наполовину. При этом должно особенно смотреть не только за опрятностью и чистотой в тетрадях и в письме, но так же чтобы все было распределено по содержанию, собрано в тетрадях, и содержалось в совершенной сохранности, дабы возможно было от времени до времени указывать самим ученикам на их успехи и также представлять тетради тем, кто имеет право оные осматривать.
Цитата из книги «Руководство к дидактике или науке преподавания» Изд. Санкт-Петербургского воспитательного дома. 1837 год (Публикуется в современной русской орфографии)