Космическое воспитание - это не утопия
Многим, надо думать, покажется странной постановка такого вопроса, как вопрос о космическом воспитании, а другие, вероятно, отнесутся даже враждебно к попытке поднять подобный вопрос. Уже самое название «космическое воспитание», скажут мне, пахнет какой-то фантастической утопией. Однако, если поглубже вникнуть, о чем идет тут дело, то ничего ни странного, ни фантастического, ни утопического здесь не окажется.
Напротив, обнаружится, что в данном случае перед нами стояла в высшей степени жизненная проблема, что здесь перед нами вопрос, имеющий необыкновенно важное значение и в жизни отдельной индивидуальной личности, и в жизни общества, я бы сказал даже, что от разрешения которого зависит все будущее человечества, с правильной постановки которого и попыток теоретического и практического разрешения надо начинать сейчас, а не откладывать в долгий ящик.
Проблема космического воспитания стучится в двери. Откроем двери настежь и займемся ею вплотную...
Сам исторический ход вещей ставит ее перед народами земного шара. Последняя мировая война [имеется в виду война 1914—1918 гг. — Сост.] до осязательности обнаружила крах современной культуры, ее узость и ограниченность, отсутствие в ней полета и широких горизонтов.
Только космическая культура человечества может вывести его из того тупика, в который оно зашло. Надо строить новую культуру на космическом базисе, только она приведет к исчезновению всех тех отрицательных явлений, которые были порождены культурою прошлого, только она поведет к исчезновению войн и всяких антагонизмов между народами, объединит людей в одно солидарное целое и даст возможность человеку превзойти самого себя, а не спуститься до уровня хищного животного или даже ниже, как это имело место за последнее время у Гитлера и его сообщников. «Черти в аду» — вот достойное название для той изнанки европейской культуры, которую нам явила последняя мировая война.
На чем может быть обоснована самая возможность постановки вопроса о космическом воспитании? Ход мыслей, приводящих к этому вопросу, таков. Мы говорим о социальном воспитании, о воспитании человека как члена общества; в педагогике даже возникло целое течение, носящее название «социальная педагогика». Но человек не только часть некоторого социального целого, будет ли это целое называться семьей, народом, классом, человечеством, — он также часть того целого, которое мы называем вселенной или космосом, каковой мы тоже могли бы рассматривать как своего рода универсальное общество, охватывающее в себе все существа, стоящие только на различных ступенях развития.
Воспитать гражданина Вселенной
То, что человек представляет часть космоса, есть факт, с которым так или иначе надо считаться, и если мы говорим о воспитании человека в качестве члена человеческого общества более или менее широких размеров, то является также совершенно правомерным говорить о воспитании человека в качестве члена космоса, как гражданина Вселенной.
О том, что должно иметь место своего рода социальное воспитание, о том, что тут существуют свои цели, свои задачи, свои способы достижения этих целей и задач, выходящих за пределы того, о чем говорит индивидуальная педагогика, — против этого никто не будет спорить.
Многие даже будут склонны социальное воспитание выдвинуть на первый план и считать индивидуальную педагогику как одну из глав социальной, как подчиненную последней и вытекающую из нее.
Но если мы признаем, что должно иметь место социальное воспитание, будем ли мы его ставить на равную ногу с индивидуальным, или будем ему придавать более первенствующее значение, чем индивидуальному, то не должны ли мы подобным же образом признать, что должно иметь место и космическое воспитание, и что наряду с социальной педагогикой существует и космическая педагогика, в которой проблема воспитания трактуется со своей совершенно особой точки зрения, которая намечает для воспитания свои совершенно особые цели и требует, быть может, особых приемов и методов для их достижения.
Какова роль космической педагогики по отношению к социальной и индивидуальной?
Относительно космической педагогики может быть поставлен также вопрос, в каком отношении она находится к социальной и индивидуальной педагогике, занимает ли она равноправное с ним положение или, наоборот, играет главенствующую роль.
И, быть может, тот, кто признает примат социальной педагогики над индивидуальной на том основании, что общество есть целое, а индивидуум есть часть, а целое стоит выше своих частей и является определяющим для них моментом, быть может, последний будет вынужден признать и примат космической педагогики над социальной, потому что космос есть целое, а человеческое общество только его часть, и что, подобно этому, он стоит выше человеческого общества и является определяющим для него моментом. Вот вопросы, подлежащие нашему разрешению.
Когда мы приступаем к разрешению проблем социального воспитания, то первое, что мы должны сделать, чтобы эти проблемы были правильно поняты и получили верное разрешение, — это ясно и точно определить, что следует понимать под человеческим обществом, под социальностью, под социальным фактом.
Пока нет ясности в определении и понимании социальности, пока само понятие общества в нашем сознании расплывается и получаются разные, часто противоречивые толкования, пока относительно этого понятия не может быть достигнуто общего согласия, до тех пор и социальная педагогика не может получить твердого базиса и достигнуть положительных результатов, могущих претендовать на общее признание в области определения целей и задач воспитания и тех методов, которыми эти задачи должны быть достигаемы.
Подобно этому и для космической педагогики центральным вопросом является определение того, что следует понимать под космосом, в чем существенные свойства космичности, что характеризует космический факт.
Чем больше ясности здесь будет, чем меньше расплывчатости, тем более ясную формулировку получат цели и задачи воспитания, как они ставятся с космической точки зрения, и тем определённее выразятся перед нами те способы, методы и приемы, которыми мы должны пользоваться в данном случае.
При этом, чем в большей степени мы будем опираться на данные научного знания, тем более полученные результаты будут иметь возможность претендовать на общее значение. Но, очевидно, одного научного знания будет недостаточно, так как дело касается такого предмета, который по своим размерам далеко выходит за пределы возможного человеческого опыта, и потому в большей или меньшей степени придется дать место гипотезам, которые подсказывают человеку философское размышление или интуиция.
Одно только необходимо, чтобы те выводы, к которым нас приводят последние, не стояли в противоречии с теми результатами, какие уже добыты научным знанием. А это будет тогда, когда исходными точками для философского размышления и интуиции нам будут служить те данные, которые нам доставят цельный чистый опыт жизни, и та логическая обработка его при посредстве понятий, которая называется научным знанием.
Итак, что же такое мы должны разуметь под космосом?
Космос — это целостное единство вселенской жизни; только в той мере, в какой мы вселенскую жизнь представляем как одно целое, мы можем говорить о ней как о космосе. В противном случае, если бы вселенская жизнь не представляла одного целого, мы имели бы не космос, а хаос, т. е. беспорядочное нагромождение не соединенных между собою элементов, приходящих в случайные столкновения между собою, причем эти столкновения не регулировались бы никаким закономерным порядком. В противоположность хаосу, вся мировая жизнь является для нас, как мы верим в это, космосом, а не хаосом, т. е. известным упорядоченным единством.
Идея космоса необходимо предполагает определенный порядок в мировой жизни, и об этом порядке нам говорит ежедневный опыт, и на допущении его построено все наше научное знание.
Однако, несмотря на это, идея подобного порядка, поскольку дело идет о всей вселенной, а не только о той ограниченной части вселенной, которая видима нам и вообще доступна нашим чувствам, эта идея является не более как гипотезой, а не твердо установленным фактом, а потому является предметом веры, а не вполне достоверного знания. Нисколько не исключена возможность существования наряду с тем, что мы называем космосом, и некоторого рода хаоса. Все предыдущие рассуждения представляют полнейшую аналогию с тем, что мы имеем в социальной педагогике.
Социальная педагогика исходит из идеи общества. Но что такое общество?
Социальная педагогика исходит из идеи общества. Но что такое общество? Это — то целостное единство общей жизни, которой живет некоторая совокупность людей. От размера той совокупности, на которую простирается общая жизнь, зависит размер самого общества.
Наличность общества всегда связана с существованием некоторой общности жизни и с тем фактом, что эта общая жизнь представляет определенную целостность и единство. А эта целостность и единство в свою очередь подразумевает определенный
порядок. Там, где этот порядок отсутствует‚ там отсутствует целостность и единство, там не может быть и речи о существовании общества в собственном смысле слова.
Космос тоже, как и общество, подразумевает общность жизни между тем, что мы могли бы назвать его составными частями. Одними из таких составных частей являются человеческий индивидуум, которого воспитывают, и воспитатель его.
Посмотрим, какие цели должен ставить себе последний в области воспитания, если он имеет в виду, что тот индивидуум, которого он воспитывает, является составной частью космоса, и живет с последним, как и сам воспитатель, общею жизнью, одним словом, когда воспитание принимает космический характер?
Если высшею задачей индивидуального воспитания является наиболее полное и широкое развитие в воспитаннике личного самосознания, если высшею задачей социального воспитания является в нем воспитание социального самосознания, то аналогично с этим и высшей задачей космического воспитания будет являться развитие в нем космического самосознания, т. е. сознания самого себя как неразрывной части космоса.
О целях воспитания, сливающихся воедино в процессе творческого самовоспитания человека
Цель индивидуального воспитания в том, чтобы индивидуум сознал свою личную жизнь в ее целостности и единстве, сознал, что как процессы жизни, которые одновременно протекают в нем, составляют одно целое единство, так такое же единство представляет его жизнь, рассматриваемая как ряд последовательных моментов.
Цель социального воспитания заключается в том, чтобы индивидуум сознал свое единство с некоторой социальной группой, все более расширяющейся по своим размерам и поднимающейся в своем развитии ко все более и более высоким формам. В конечном процессе эта социальная форма имеет стать всем человечеством.
Подобно этому можно сказать, что и цель космического воспитания заключается в том, чтобы довести воспитанника до сознания общности своей жизни с жизнью космической, до сознания того, что он со всем космосом составляет одно единое нераздельное целое, которое развивается в каком-то направлении, и что он, хочет ли этого или не хочет, так или иначе принимает то или другое участие в этом процессе развития космической жизни.
Основою индивидуального воспитания является естественное единство жизни индивидуальной человеческой личности, основою социального воспитания — естественное единство жизни данной человеческой личности с окружающим ее человеческим обществом более или менее широких размеров, основою космического воспитания является естественное единство жизни воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса.
Сделать это единство сознательным и притом в наибольшей возможной степени — такова высшая цель воспитания во всех трех отмеченных случаях.
Довести воспитанника до сознания единства своей личной жизни самой по себе, своей личной жизни с жизнью общества, составной частью которого он является, и своей личной жизни и социальной жизни той общественной группы, к которой он принадлежит, с жизнью всего космоса — значит сделать для него возможным поставить себе утверждение, повышение, расширение и углубление всех этих трех видов единства как вполне сознательную цель, значит сделать его способным к самовоспитанию во всех трех указанных направлениях.
Воспитание с момента достижения сознательности со стороны воспитанника становится творческим самовоспитанием и в области этого творческого самовоспитания для него выражением задачи: в индивидуальном отношении — задачи стать свободной творческой личностью, в социальном — задачи слиться в одно гармоническое целое с обществом, частью которого является, содействуя в наибольшем возможном размере преобразованию его в свободное творческое общество, и в космическом — задачи наиболее полного и совершенного слияния с творческим космосом и наиболее полного и совершенного участия в поднятии космоса на все более и более высокие ступени в его развитии.
Вот проблемы, которые мы должны попытаться разрешить наиболее полным, доступным нам в настоящее время образом, поскольку мы стремимся дело воспитания и самовоспитания поставить возможно шире и возможно глубже и поднять его на возможно больную высоту, чем оно до сих пор стояло.
1925 год
Цитата Константина Вентцеля по книге из серии Антология гуманной педагогики «К.Н. Вентцель». Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999 год. (Дается в сокращении)