Не дадим с помощью школы повернуть назад колесо истории!
Одной из главных причин, почему так трудно современную школу сдвинуть с мертвой точки служит то, что сюда примешалась политика. На школу смотрят как на средство упрочения существующего строя. Если бы этого не было, главное затруднение исчезло бы совершенно.
Еще Гёте писал: «Если бы старики понимали педагогику как надо, то им бы следовало не только не препятствовать молодым людям заниматься в учении тем, к чему они чувствуют склонность, но, напротив, ободрить их в этом и наставить».
Еще наш Лобачевский ставил вопросы: чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Какие способности должны быть раскрыты и усовершенствованы? Какие должно произвести в них перемены? А что надобно отсечь, как излишнее, вредное? И отвечал совсем не в том смысле, в каком ответила бы теперь официальная педагогика. Он сказал: «Все должно остаться при воспитаннике, иначе исказим его природу, будем ее насиловать и повредим ее благополучию».
Но он сказал это уже после Магницкого, помощником которого состоял в Казанском учебном округе, его знаменитый своим мракобесием начальник думал как раз наоборот. Магницкий был прототипом нынешних реакционеров, считающим школу орудием консервативной политики. С помощью школы он хотел повернуть назад колесо истории.
Как Магницкий, его нынешние духовные дети хотят с помощью школы задержать бег развития, приостановить движение мысли, закупорить мозги замедлить распространение идей в народных массах.
К счастью, будущее принадлежит не им. Прогрессивная педагогика будет построена не только на чувствах самосохранения, а прежде всего на стремлении к развитию. Это стремление будет положено в основе всего воспитания и обучения, станет краеугольным камнем всей педагогики, ее главным и основным принципом. Этот принцип станет руководить каждым нашим шагом в практической педагогической деятельности, он объединит все отдельные воспитательные меры и станет объединять всех работников на поприще воспитания и обучения.
Педагоги будут смотреть на стремление к развитию, как на одну из характернейших основных особенностей, как на самую высшую ценность жизни, быть может, даже как на самую сущность жизни.
Всякое знание, всякое новое впечатление ценно лишь тогда, когда оно содействует правильному развитию
Истинное воспитание человека должно быть направлено на его стремление к развитию. Тот, кто нахватал тьму сведений, перечитал массу книг, выучил весь энциклопедический словарь, совершенно не образован, если он исказил стремление к развитию и потерял интерес к научному знанию. И, наоборот, тот, кто не может похвалиться особенно большими знаниями, но зато страстно и вполне сознательно стремится развить свой ум и свою волю, должен быть признан образованным человеком.
Всякое знание, всякое новое впечатление получает цену лишь тогда, когда оно содействует правильному развитию. Будущее, несомненно, принадлежите людям, которые вполне сознательно поставят во главу угла не всеми осознанное теперь, хотя и присущее всем в бессознательной форме стремление к развитию, как своей личности, так и всего человеческого рода.
Педагоги будут смотреть на ребенка, как на носителя, драгоценного стремления к развитию, которому они должны помогать. Цель педагога будет состоять не в том, чтобы преобразовать ребенка во взрослого человека, сообразно с заранее данными нормами, а в том, чтобы изучить ребенка, определить направление его стремления к развитию, узнать его наследственные и приобретённые свойства и силы и помочь их развитию, удаляя от ребенка всё то, что мешает его правильному развитию, и создать благоприятную обстановку для развитая всех его здоровых стремлений.
У Диккенса маленький Павел Домби на вопрос: не сделать ли из него человека ответил: «Нет, я предпочитаю быть ребенком. И нельзя яснее и конкретнее выразить требований новой педагогики, как это бессознательно сделал маленький Домби.
Ребенок должен быть ребёнком. Мы должны признать за ним такое же право на нормальные интересы своего возраста, какое мы признаем за взрослыми право на их законные интересы.
Новая педагогика будет основана на реальной действительности, на наблюдениях и опыте
Новая педагогика требует, чтобы просвещенный педагог руководился не программами и объяснительными записками, составленными в министерских кабинетах, а наблюдал жизнь детей, их развитие, их интересы, наклонности и стремления, и своими наблюдениями выстраивал и материал и приёмы преподавания и воспитания, не отрешаясь, конечно, от современных общественных идеалов и от выводов из тех отраслей знаний, какие имеют прямое отношение к педагогике.
Ввиду наилучшего наблюдения над детьми, новый учитель не будет свысока смотреть на игры и развлечения детей, на их детские интересы; напротив, он войдёт в самую гущу их жизни и не как повелитель или распорядитель, а как участник и советник, способный внести живую струю в детскую жизнь. Не субстанции, не абсолют, не вещь в себе, не ноумены, не потусторонний мир, не трансцендентная метафизика и ни какие другие неподвижные догмы должны лежать в основе педагогики; она должна быть основана на реальной действительности, на наблюдениях и опыте и прежде всего на наблюденьях над детьми, над тем, как проявляется их естественное стремление к развитию, как оно изменяется под влиянием возраста, пола, тех или других явлений во внешней среде и т. п.
Новая педагогика не станет требовать одного шаблона и одной программы для всех детей. Она будет исходить из того положения, что способности детей различны, и что стремления их к развитию также не тождественны. Теперь нельзя утверждать, как это делал Локк, будто все люди родятся с одинаковыми способностями и всё зависит только от одного воспитания. Ни один ребёнок не тождественен с другим. Каждый из них unicum в своем роде. Каждый из них не копия, а оригинал. Каждый одарён различными способностями, в различных сочетаниях и в различных степенях. Притом даже одна и та же способность у одного проявляется в одном возрасте, а у другого—в другом. Не одинаково действует на них даже совершено одинаковая обстановка. На одного ребенка производят впечатления одни явления, а на другого—другие. Одного более интересуют зрелища, а другого—звуки. Даже родные братья, даже близнецы иногда очень резко отличаются один от другого во всех отношениях. Нельзя найти хотя бы двух детей, у которых была бы совершенно одинаковая истерия их души: всегда найдется разница в наследственности, разница в условиях развития и в личных переживаниях. У каждого свое стремление к развитию, на котором отразились и история его предков и его личные переживания.
Каждый стремится к развитию по-своему
Стремление к развитию не есть нечто, однажды навсегда данное ребенку. Оно определяется не только наследственностью, оно направлено не только к повторению некоего стереотипа трассовых признаков, не только фамильных, наследственных свойств; но оно вносить в жизнь свою долю нового, оригинального, личного, того, чего еще не было ни у одного предка, ни в семье, ни даже в целой расе.
Задатки этого нового и оригинального ребёнок приносит в жизнь еще при рождении; но он развивает прирождённые оригинальные черты уже под влиянием внешней среды, включая сюда и общество, и школу, и воспитание, под влиянием опыта и всех личных переживаний.
Под воздействием внешней среды в ребенке точно так же возникают стремления не только к шаблонному развитию, типичному для всех людей его расы и его класса; но еще и к развитию индивидуальных, ему одному принадлежащих свойств в их своеобразных сочетаниях, ни у кого другого не повторяющихся вполне точно. И всё это вместе объединено в одно нераздельное живое целое, индивидуальное, не скопированное, а оригинальное. И как бы смутно ни было в ребенке стремление к развитию, оно вполне индивидуально. Каждый стремится к развитию по-своему. Отсюда неисчерпаемая способность расы ко всевозможным изменениям и в том числе к прогрессивному развитию. И, стало быть, кто пренебрегает индивидуальными стремлениями к развитию, тот задерживает прогрессивное развитие расы.
Уловить наиболее устойчивое стремление, красную нить, которая проходит через все временные увлечения ребенка
Новая педагогика требует, чтобы школьное образование было достаточно эластично, чтобы оно давало простор здоровым, ясно выраженным индивидуальным особенностям каждого ученика. Всё положительное, ценное из личных дарований и наклонностей, как бы оригинально оно ни с было, должно быть развито. Идеальным воспитанием было бы если бы дети воспитывались в идеальной среде, которая будила бы только одни хорошие (но зато все хорошие) стремления и задатки, и не возбуждала бы дурных пережитков, атавистических наклонностей и задатков, бывших полезными для наших отдалённых предков, но ставших вредными в наш век.
При этом существенно важно иметь в виду не столько отдельные временные, нередко очень быстро, как в калейдоскопе, меняющиеся стремления ребенка, а уловить самое основное, наиболее устойчивое его стремление, ту красную нить, которая проходит через все его временные увлечения, то оригинальное, что обусловливает индивидуальность ребенка, что станет центром, объединяющим все его интересы и наклонности. При этом придется брать в расчёт и те стремления, какие проявились раньше, и те, какие проявились теперь, и на основании предыдущего предвидеть, по возможности, то, что пока еще ищет своего проявлены в будущем. Это сделать нелегко.
Воспитание—это самое трудное из искусств, и притом требующее беззаветной любви к ребенку. И сейчас на этом пути стоят непреодолимые преграды в виде шаблонных программ, экзаменов, всевозможных формальностей, господствующих в школе и идущих в школу извне, а школьные требования не могут не отразиться и на семейном воспитании. Но когда-нибудь эти преграды будут снесены и тогда педагог будет художником своего дела, и как художник, проникнет в основное господствующее индивидуальное стремление ребенка и положит его в основу своей работы.
Цитата из книги: В.П. Вахтеров «Основы новой педагогики». Том 1. Издание Исправленное и дополненное. Т-ва И. Д. Сытина, 1916 год