Публикуем начало статьи Н. М. Карамзина. Далее читайте в журнале Вестник Европы. 1803 года № 19. Ч. 11. С. 205–233.
Некоторые доказывают, что именно воспитание дает человеку характер вместе с умом и талантами
Дух системы заставлял разумных людей утверждать многие странности и даже нелепости; так, некоторые писали и доказывали, что наши природные способности и свойства одинаковы; что обстоятельства и случаи воспитания не только образуют или развивают, но и дают характер человеку, вместе с особенным умом и талантами; что Александр в других обстоятельствах мог быть миролюбивым брамином, Евклид - автором чувствительных романов, Аттила - нежным пастушком, а Петр Великий - обыкновенным человеком!
Если бы надобно было опровергать явную ложь, то мы представили бы здесь множество хорошо воспитанных, множество ученых людей, которые имеют все, кроме чувства и разума...
Нет! Одна природа творит и дает; воспитание только образует
Одна природа сеет; искусство или наставление только поливает семя, чтобы оно лучше и совершеннее распустилось. Как ум, так и характер людей есть дело ее; отец, учитель, обстоятельства могут помогать его дальнейшим развитиям, но не более.
Привязывает ли натура умственные способности и нравственные свойства к некоторым особенным формам или действиям физического состава, мы не знаем: это ее тайна.
Система Лафатера (Лафатер, Иоганн Каспар (1741 -1801) - швейцарский философ, теолог и поэт. Автор книги «Физиогномические фрагменты для поощрения человеческих знаний и любви» (1775-1778), в которой он попытался объяснить духовные свойства человека строением его черепа и очертаниями лица, определить зависимость между духовным и физическим строением головы) и доктора Галля (Галль, Франц Йозеф (1758-1828) - австрийский врач и анатом, основатель френологии - учения о связи психических свойств человека со строением его черепа) кажется нам по сие время одною игрою воображения.
Сам почтенный и благоразумный Кабанис (Кабанис, Пьер Жан Жорж (1757-1808) - французский врач и философ), изъясняя свойства твердых частей и жидкостей, счастье и несчастье жизни - нрав, страсти, печаль и веселье, не берется размерить и развесить по-аптекарски, сколько чего надобно для произведения гения, математика, философа, стихотворца, злодея или добродетельного мужа.
Как бы то ни было, мы видим в свете людей умных и чувствительных, умных и холодных от колыбели до гроба
Как бы то ни было, мы видим в свете людей умных и чувствительных, умных и холодных от колыбели до гроба, согласно с русскою пословицею; и нравственное свойство их так независимо от воли, что все убеждения рассудка, все твердые намерения перемениться нравом остаются без действия. Лафонтен сказал:
Мы вечно то, чем нам быть в свете суждено.
Гони природу в дверь: она влетит в окно!
Правда, что сию неволю знают одни чувствительные; холодные всегда довольны собою и не желают перемениться. Одно такое замечание не доказывает ли, что выгода и счастие на стороне последних? Первые, без сомнения, живее наслаждаются; но как в жизни более горестей, нежели удовольствий, то слабее чувствовать те и другие есть выигрыш.
Боги не дают, а продают нам удовольствия, сказал греческий трагик, и слишком дорого, можно примолвить, так, что мы с покупкою остаемся в глупцах. Но чувствительный есть природный мот: он видит свое разорение, борется с собою и все покупает. Однако ж, любя справедливость, заметим и свойственные ему преимущества.
Равнодушные люди бывают во всем благоразумнее, живут смирнее в свете, менее делают бед и реже расстраивают гармонию общества; но одни чувствительные приносят великие жертвы добродетели, удивляют свет великими делами, для которых, по словам Монтеня, нужен всегда небольшой примес безрассудности (un peu de folie); они-то блистают талантами воображения и творческого ума: поэзия и красноречие есть дарование их.
Холодные люди могут быть только математиками, географами, натуралистами, антиквариями и - если угодно - философами!..
Печатается по изданию: Карамзин Н. М. Чувствительный и холодный. Два характера// Вестник Европы. 1803. № 19. Ч. 11. С. 205–233.
Впервые опубликовано в журнале «Вестник Европы». Статья вошла в Полное собрание сочинений (с. 618).