Какие требования предъявляет наша теория к воспитателю?
Ценз, требуемый настоящим обществом для звания воспитателя, есть научная подготовка вообще, преимущественно диплом высшего учебного заведения, знание двух или трех языков, иногда еще свидетельство о религиозности и нравственности воспитателя, согласно современным взглядам на нее общества.
Всякий поймет, что даже основательных познаний и нравственности человек ничуть не гарантирует его правоспособности, как воспитателя. Вышеизложенные качества останутся мертвой буквой, когда человек, берущий на себя священную обязанность воспитателя, не имеет к тому еще природных качеств. Они не даются никакой наукой, а вытекают из прирожденной природы человека и состоят в способности любить детей и привязываться к ним.
За отсутствием этого, если воспитатель эгоист или нервный и раздражительный субъект, дети с их невинными шалостями, с их интересами, радостями и огорчениями не найдут отклика в его душе, а напротив, утомление, раздражение и враждебность. Такой воспитатель делается чиновником, начальником, а не другом и отцом своих воспитанников. Из его субъективности в отношении к детям вытекает неравность и несправедливость. Дети могут бояться и в то же время в душе ненавидеть его. Эта враждебность становится между воспитателем и его питомцами стеной, от которой отскакивают даже полезные семена воспитания. В этих случаях виноваты ни семена, ни почва, а сам сеятель.
Искренняя любовь к детям, за редкими исключениями, вызывает взаимную любовь последних к своему воспитателю, что дает сильный стимул к подчинению его здравой дисциплине, желанию усвоить то, чему его учат. В этой любви воспитателя кроется источник его привязанности к делу воспитания, отождествлению его интересов с успехами ему дорогих воспитанников. Такой воспитатель не знает ни скуки, ни утомления среди своей деятельности.
Любовью воспитателя должен руководить разум, и потому во внешних отношениях к детям воспитатель обязан быть объективен, обдуман и справедлив. Этим приобретается уважение воспитанников и вырабатывается его авторитет и компетентность.
Из сказанного следует, что существующий вышеприведенный ценз воспитателя не выдерживает ни малейшей критики и происходит лишь от смешения понятий учения и воспитания. Как бы ни был он учен, умен и религиозен, прежде нежели дать ему ответственные права воспитателя, он должен подвергаться испытанию в воспитательном заведении под наблюдением истинного педагога в продолжении нескольких месяцев.
Только строгая и справедливая экспертиза может гарантировать достойного воспитателя
Кроме вышесказанного, от воспитателя требуются еще следующие условия.
1) Родной язык воспитанников должен быть таковым, как и воспитателя. Он обязан правильно, определенно и ясно выражать свои мысли. Иностранец говорящий ломаным языком, косноязычный, будет жалким воспитателем, несмотря даже на веские другие его воспитательные качества. Смешное положение воспитателя роняет его авторитет, — дитя, слушая его исковерканную речь больше обращает внимание на его смешную форму, нежели на его содержание.
2) Он обязан пройти основательную школу, учащую искусству наблюдательности, для этого ему необходимо изощрять органы чувств и изучать вспомогательные средства, дающие возможность наблюдать недоступное невооруженному глазу. Так, он должен выучиться владеть микроскопом и исследовать ткани животных и растительных организмов, а также объекты неорганического мира, как кристаллы и т. п. Он также обязан усвоить методы химического анализа, анатомию человека и нескольких представителей различных типов животных и растений.
Все эти познания не должны изучаться педантично, в виде науки со всеми подробностями, классами, а только в главных чертах, насколько это необходимо для вспомогательного изучения объектов природы, из представлений которых должны образовываться обобщения.
Так же точно следует знать явления и законы физики физиологии и других наук настолько, насколько они представляют доказанные истины и способны к образованию правильных обобщений для развиты ума.
Воспитатель должен основательно знать один новый иностранный язык. Точное указание на отдельно научные факты, долженствующие входить в систему культуры ума на основании нашей теории, может целесообразнее получиться от совместного совещания компетентных представителей всех положительных наук вместе с психологией.
Воспитателю вменяется в обязанность быть знакомым с современным состоянием положительной психологии. Оно необходимо для его умения наблюдать за душевыми движениями своих воспитанников и руководить последними в их изучении отношений людей друг к другу и к обществу.
Он должен уметь основательно чертить, рисовать и быть ловким гимнастом. Разумеется, будущие воспитатели, согласно нашей теории, являются из среды тех, кто прошел уже нижеуказанную школу. Но пока такие еще могут развиться, лучшим контингентом для образования воспитателей должны быть молодые люди, кончившие естественный факультет.
Жить и есть вместе со своими учениками
Для умственного развития от начала до конца целого класса детей, состоящего не более чем из 30 воспитанников, достаточно одного, хорошо приготовленного воспитателя. Перемена воспитателей равносильна смене кормилиц у грудного дитяти.
Только тот воспитатель отвечает своей цели, кто сроднился со своими питомцами и следит с интересом за их постепенным прогрессом, как усердный садовник культивирует и привязывается к растениям, им смолоду взлелеянным.
Воспитатель должен также присутствовать и при уроках учителей. Он обязан жить и есть вместе со своими учениками. С ними он должен составлять одну семью. Таковым мы себе представляем идеального воспитателя.
При каждом воспитателе должен состоять помощник, как для собственной практики в деле воспитания, так и для того, чтобы в случае болезни временно заменять воспитателя.
Какие условия со стороны воспитанника способствуют развитию его ума?
После того, что нами было выше сказано о воспитателях, посмотрим, какие условия со стороны воспитанника способствуют развитию его ума или тормозят это развитие. Педагогика дает только общие правила для воспитанников. Индивидуальность каждого ребенка накладывает свою печать отличия. Аксиома же гласит, что если к неравным величинам будут прибавляться равные, то и результаты будут первые.
Следовательно, в деле воспитания необходимо, с одной стороны, стушевывать, по мере возможности, индивидуальные неровности, а с другой — варьировать приемы воспитания относительно индивидуальных особенностей, дабы этим путем применений получать результаты, отвечающие общим требованиям педагогики, т. е. развития общечеловеческого разума.
Индивидуальные особенности детей относительно умственного развития имеют главные черты
Огромное индивидуальное значение представляет здоровье воспитанника вообще и правильное положение всех органов тела, его мускульная сила, устройство мозга и врожденная способность понимания. Для правильных условий необходимо взвесить факты биологии. Они свидетельствуют, что органы таза развиваются и питаются самостоятельно.
Так как кровь есть общий источник роста и питания всего организма, то плюс развития, питания и функции одних органов должен образоваться за счет минуса этих же условий в других органах. Атлет при полном развитии тела может иметь сравнительно малый мозг. Слабая энергия его функций притягивает сравнительно с другими органами, как то мышцами, пищеварительным аппаратом, гораздо меньше крови, следовательно, и питания. Поэтому такой человек, имеющий вполне здоровый вид, продуцирующий огромную мышечную силу, может быть ограниченно способен к умственному развитию.
Человек же со слабыми мышцами, малого роста, тщедушный, горбатый и т. п. может иметь отлично развитой мозг, который, преимущественно над другими органами, притягивает питательный материал и развивает преобладающую над другими функциями умственную психическую энергию.
И наоборот, сильное развитие тела, хорошее питание его вегетативных органов вызывают усиленные животные потребности, почему внимание и вкусы этого человека часто направляются в стороны, не имея ничего общего со стремлением к идеальному, к познанию истины и высшего понимания.
Но несомненно, что между людьми, одинаковым образом преданных умственному труду, успешнее достигнут развития ума более здоровые люди и с более правильно развитым мозгом.
Нервозность и субъективность есть результат наследственности. Так же точно ему мешает излишняя игра фантазии
Нервозность и субъективность есть результат наследственности, душевных потрясений, телесных страданий, особенно же половых эксцессов. Эти условия, внося более менее субъективный элемент в мысленную работу, как увидим в свое время, извращают объективность наблюдений и своим участием в синтезах мешают правильному образованию последних, которое возможно только при чисто объективной деятельности интеллектуальных факторов.
Так же точно ему мешает излишняя игра фантазии, присоединяющая к факторам действительного опыта свои измышления. Этот недостаток получается наследственным путем или воспитанием в детстве на сказках, фантастичных сочинениях вроде Жюля Верна и других ему подобных.
Излишняя субъективность и воображение фальсифицируют познание действительности. Они служат главной помехой в развитии ума у женщин и поэтов.
О вреде роскоши, чересчур обильного питания, частых развлечений и наоборот
На мыслительную деятельность вообще и развитие ума имеет значительное влияние образ жизни воспитанников, роскошь, чересчур обильное питание, разнообразные и частые развлечения, а также, наоборот, недостаточное питание, дурное и мрачное жилище дает и ненормальную мыслительную функцию. Отсутствие какого-либо развлечены, в монотонной жизни, вызывая скуку и утомление однообразность мыслительной работы, притупляет ее энергию и развитие.
На пустом троне ума восседает шут
На развитие ума несомненно влияет среда, в которой живет и развивается молодое поколение, умственный уровень окружающих и всего общества. Только умные люди суть истинные ценители ума и талантов, «ум процветает там, где его ценят», - говорит Гельвеций. Общество, не развившееся до понимания истинного ума, ценит его, как петух жемчужину, найденную им в навозной куче.
На пустом троне ума восседает шут, и такое общество преклоняется не перед умом, а перед смышленой плутоватостью и лицемерием, представителями которых бывают разбогатевшие торгаши и удачники-карьеристы.
Диагностика индивидуальности каждого воспитанника есть первый и важный шаг для успешного воспитания
Опыт, несомненно, доказывает, что не все люди одинаково расположены к развитию ума, даже при одинаковых внешних условиях жизни и культуры ума. Прирожденного дурака наилучшим воспитанием можно сделать только менее глупым, но умным никогда. Врожденная природа умственной инерции каждого человека приносит с собою способность к более или менее усиленному умственному развитию. Дети с подобной врожденной энергией под влиянием правильного воспитания и развития, делаются полезными членами общества или гениями. Такие способности, направленные по ложной дороге, дают обществу самых вредных людей, «тартюфов» и талантливых мошенников.
Врожденные способности предрешают и тут уровень умственного развития, к которому способен тот иди другой индивид. Некоторые люди, остановившись на одной из низших ступеней умственного развития, никакими средствами не могут подняться на высшую. Отвлеченное мышление для них навсегда остается недоступным. У других людей и при сравнительно меньшей культуре развивается блистательный ум и творчество. Разница этих способностей разбивает даже людей культурного общества на классы, резко между собою отличные…
Диагностика воспитателем индивидуальности каждого воспитанника есть, без сомнения, первый и важный шаг для успешного воспитания. К сожалению, это распознавание делается обыкновенно очень поверхностно и преждевременно. Весьма ошибочно мнение Локке - определять индивидуальность детей их отношением к играм.
Подобное определение явится неправильным и совершенно субъективным, если наставник будет руководиться исключительно отношением детей в первые годы их воспитания к своим товарищам и занятиям, а также и к самой личности воспитателя.
Психологические наблюдения доказали несомненно присутствие в «Я» человека способности двоиться и даже троиться в его психической жизни. Индивид в продолжение определенного времени может проявлять черты характера, совершенно различные и противоположные тем, которые он высказывал до того.
Я множество раз убеждался в переломах в характере развивающихся детей
Дети, проявлявшие в течение нескольких лет строптивость, озлобление, лень к занятиям, вдруг меняются совершенно, делаются послушными, прилежными и начинают опережать своих товарищей в науках.
На эти перемены имеет, без сомнения, огромное влияние такт педагога, но и кроме него, нередко совершается в юном существе как будто внутренняя психическая революция, кончающаяся благотворным кризисом.
Плох педагог, определяющий индивидуальные качества воспитанников только по их статусу.
Для этого необходим не только анамнез жизни воспитанника, но и уменье распознать в его душе, в зародыше, будущие психические проявления, и только все эти данные, вместе взятые, требующие для их определения долгого и внимательного изучения воспитанника, могут дать точные основы для определения индивидуальности.
Цитата из книги "Об уме и методе его воспитания" Михаила Самуиловича Зеленского - директора школы женского патриотического Общества и врача-консультанта в ведомстве учреждений императрицы Марии. 1890 год