Известие о школе для малолетних детей 1832–1834 года Егора Осиповича Гугеля

2 апреля 2023, 15:59  Просмотров: 169

Детский сад до детского сада. О целях оного


Во всех городах, как больших, так и малых, часто находится великая несоразмерность числа детей неимущих родителей в отношении к числу жителей. Дети сии в то время, в которое они еще не могут посещать народные училища, т. е. до девятилетнего возраста, остаются целый день без присмотра, и таким образом подвергаются влиянию всякого зла.

Собирать таковых детей под попечительный присмотр во время дня, сообщать им предварительные познания, нужные для вступления в народные училища, пробудить несколько душевные способности их, умерять и направлять к доброй цели склонности их, часто худыми примерами рано возбужденными, внушать им любовь к знаниям, порядку и опрятности и предостеречь таким образом сих детей от нравственной порчи – вот цель сего заведения.


Помещение


Сие заведение помещается в особой комнате, со сводами, длиною в 32 фута, шириной в 20, а вышиной в 16 футов, и может содержать в себе 100 детей, коих число составляет полный комплект. Сие показывает, что для учреждения подобных школ не нужно огромных зданий, а нужна только добрая воля, и лишь бы было главное условие всякого учебного заведения — внутренняя органическая жизнь.

Около трех стен (ибо четвертая стена, где находятся двери, занята с одной стороны столом с ящиками, а с другой скамьями для членов Общества, которые в определенное время посещают заведение, также печью и местом, где стоит сосуд с питьем, находятся длинные низенькие скамейки; около двух сих стен скамейки стоят в два ряда, около же третьей, находящейся напротив входа, перед одной длинной скамейкой находится длинный же, но низкий и узкий стол, который назначен для разных занятий и игр детей.

Скамейки сии во всю длину имеют спинки, в середине немого вогнутые. Для каждого дитяти находится определенное место. Все места означены номерами, кои следуют в рядке от 1 до 100. На каждое дитя надевается особое платье из холстины, наподобие рубашки, к коему прикреплены у мальчиков на правом плече, а у девочек на левом плече, железные бляхи с номерами, от чего каждое дитя твердо может мнить свое место, ибо, приходя в школу, надевает платье, которое находит на своем месте, и уходя из школы, снимает и оставляет на том же месте.

На подоконниках сделаны ящики, разделенные мелкими перегородками. Каждый из сих ящиков назначен для пятерых детей, куда они, по приходе своем поутру в школу, прячут свой завтрак и хлеб, который они едят, в определенный час, между обедом и ужином. Сей хлеб они едят летом на чистом воздухе в том месте, где обычно играют.

Подле входа проведена сквозь стену труба, чрез которую из ближайшего колодца доставляется в класс вода, как для, питья так и для умывания. Кроме сего имеется в школах несколько шкафов для хранения разных снарядов, нужных при преподавании и для игрушек, так же и стенные часы с боем.

Пол выкрашен масляною краской, дабы его удобнее было содержать в надлежащей чистоте. Перед входом имеется сплетенный из веревок мат; с детей строго взыскивается, чтобы они, приходя в школу, всегда вытирали ноги. Поблизости на маленьком дворе, находятся отходные места, дальше же место для игр; часть оного покрыта навесом для того, чтобы дети и при плохой погоде могли быть на открытом воздухе.


Управление заведением


Первое обзаведение‚ нужные перестройки и все, что касается до распределительной части, равномерно определение учителя и прислуги, присмотра за преподаванием, все сие зависит от четырех старшин, которые дают обо всем отчет обществу.

Кроме этих старшин принимают участие в надзоре над заведением двенадцать человеколюбивых дам, живущих поблизости от заведения. Их помощь и внимание к заведению имеют великое влияние на благоприятный успех оного. Дамы сии по очереди, ежедневно посещают заведение, наблюдают за надлежащим порядком во всех отношениях, и в случае нужды тотчас принимают свои меры, записывая притом вкратце все замечаемое ими в особую книгу, которая по временам рассматривается старшинами. Кроме того, каждая из дам взяла на особое попечение свое определенное число детей, за поведением и успехами коих она в особенности наблюдает.

Дети, мало-помалу поступая в заведение, поручаются в оном беспрерывному надзору, а как они в продолжение целого дня заняты, то учением соразмерным своим силам, то игрой, - то такой порядок жизни имеет весьма благодетельное влияние на их нравы. Сему служит убедительнейшим доказательством то, что телесные наказания, кои дети сии, принадлежа к грубому сословию в обществе, получали может быть ежедневно в своих семействах, доселе не были найдены нужными.

Все наказания ограничивались тем, что провинившихся детей ставили в угол или запрещали таковым участвовать в играх.


Обучение детей


Заведение сие, будучи назначено для детей весьма малого возраста, должно иметь главной целью исправление детей, проведших первые годы жизни своей без всякого воспитания; на преподавание должно смотреть только как на главное средство к достижению сей цели: оно ограничивается знанием и выговариванием букв, чисел и самых простых из их отношений, выучиванием небольших молитв и изречений, к чему присоединяется впоследствии складывание и чтение, а для девочек еще вязание чулок.

Методой преподавания принята Ланкастерская с некоторыми изменениями, ибо она по малолетству детей не может быть наблюдаема во всей строгости.

Дети по возрасту и по способностям своим разделены на несколько классов, обыкновенно на пять, впрочем, судя по успехам, число сих классов изменяется; каждый класс имеет одного из старших детей монитором; преподавание, как в чтении, так и в счислении производится без всяких книг, с помощью одной большой доски и нескольких маленьких.

При заведении находится один учитель и одна учительница, которым не воспрещаются и другие посторонние занятия, ибо определить их исключительно для заведения было бы сопряжено со слишком большими издержками для оного. Учитель летом приходит уже в шесть часов поутру и остается до восьми (зимой же преподавание начинается с семи); в восемь часов приходит учительница и остается до одиннадцати; от одиннадцати до двенадцати опять учитель; от часу до четырех учительница; коль скоро дни становятся дольше, в сие время приходит опять учитель и остается у детей до тех пор, пока смеркнется.

Последние часы и, особенно летом, назначены для пребывания на свежем воздухе. Дети приводятся или родителями, или людьми, у которых они находятся на воспитании, или старшими из детей.

Сверх учителя и учительницы находятся еще при заведении два взрослых ученика, из которых попеременно всегда один бывает в школе. Это суть мальчики от четырнадцати до шестнадцати лет из городского Сиротского дома; обыкновенно употребляются такие, коим остается еще полгода до выпуска их оттуда. Для поощрения дается им маленькое вознаграждение; они находятся под присмотром учителя и учительницы.

Обстоятельство, что мальчики сии чрез каждые шесть месяцев сменяются другими, более выгодно для заведения, нежели вредно; ибо вновь поступающие ученики всегда с большею охотою принимаются за дело свое, которое состоит только в надзоре за детьми, в руководстве их при занятиях и играх и т. п., к чему мальчики сии в несколько дней весьма хорошо привыкают. Сверх сего они иногда употребляются еще на посылки, если нужно узнать, почему то или другое дитя не явилось в школу.


Занятия детей


Летом назначено для преподавания пять часов, а зимой четыре (включая сюда два часа, которые ежедневно употребляются для повторения молитв, отношений чисел и кратких рассказов).

Преподавание не продолжается сразу более получаса, после чего всегда следует полчаса для игры на открытом воздухе (даже зимой, если этому погода позволяет, в противном же случае в комнате).

Игры так устроены, что они составляют, некоторым образом, занятие или служат повторением преподаваемого. Так, например, дети, поднимая все руки вдруг, повторяют выученные изречения или они по данным моделям составляют фигуры из четырехугольных дощечек.


Игра в ленту


Более же всего занимает детей и развивает их способности следующая игра. На полу начерчен большой круг, на который ставятся дети, взявшись руками за ленту, коей концы связаны; на расстоянии одного фута прикреплены к ленте этой четырехугольнички, на каждой стороне которых написана какая-либо цифра.

Каждое дитя, судя по способностям, должно выговаривать эти цифры или складывать их и потом вычитать и т. д. Если это сделано, то лента передвигается, дети же не меняют своих мест; когда очередь перейдет всех, то игра заканчивается. Таким же образом есть другие ленты, на которых написаны буквы, склады и краткие слова.

Эта игра весьма занимает детей и вместе служит прекрасным средством к повторению‚ тем более, что тут каждое дитя говорит отдельно, тогда как во время преподавания все говорят вместе. Кроме того, есть еще такая лента, к которой прикреплены маленькие, наклеенные на папку картинки, которые объясняются детьми.

При всех этих упражнениях требуется, чтобы дети наблюдали строжайшую тишину, и чтобы они неподвижно стояли на одном месте; во время же преподавания шум и движение неизбежны.

Так же упражняют всех детей в пении и более успевших упражняют в рисовании фигур на досках, что весьма хорошо приготовляет их к письму.

Уход за детьми


Две пожилые‚ но еще в полных силах женщины, находятся неотлучно при заведении, и исполняют все, что необходимо должно случаться при таковых маленьких детях; также помогают прислуживать они при обеде детей, во время трех зимних месяцев, и имеют обязанность наблюдать за чистотой комнаты; они непосредственно подчиняются учительнице.


Заключение


Если все, что на опыте дознано, выразить вкратце, то окажутся следующие результаты.

  1. Заведение, подобно вышеописанному, было с восторгом принято публикой; и так имеем право смотреть на это заведение как потребность, всеми чувствуемую.
  2. Учреждение и содержание оного могут быть приведены в действие малыми средствами, и гораздо меньшими, нежели как сначала покажется; особенно, если учредители умеют пользоваться частными пожертвованиями, и соединить их с существующими уже заведениями.
  3. Родители и родственники детей почитают для себя истинным благодеянием, если дети их принимаются в заведение.
  4. Дети охотно посещают заведение, и вообще повинуются введенному порядку без всяких телесных наказаний, и гораздо скорее как бы то должно было полагать; не будучи вовсе обременены уроками, они, несмотря на то, научаются больше, нежели сколько можно было бы ожидать; притом они веселы, и почти всегда живут между собой в согласии.
  5. Но для достижения и удержания всего сего, почти необходимо ежедневное влияние подобное тому, которое производится в действие двенадцатью дамами, посещающими попеременно в каждый день заведения; ибо наблюдения и поощрения беспрестанно должны быть возобновляемы.

Заведения такие, находясь в связи с приказом общественного призрения, могут служить ему весьма удобным средством для сильного влияния на воспитание детей тех родителей, кои пользуются помощью приказа общественного призрения; оно еще особенно для воспитания сирот, зависящих от оного. Желаем, чтобы сделанные до сих пор опыты, возбудили и в других местах рвение к учреждению подобных заведений; желаем, чтобы везде, как и у нас, таковое предприятие увенчалось достойным и радостным успехом.


В весьма малом виде был сделан подобный опыт в Гатчине


Маленькую школу сию посещают до сих пор десять мальчиков от 3-х до 5 лет. Из них пятеро находятся 9 месяцев в заведении, а остальные три месяца. Из первых трое уже читают, начинают складывать малые числа и повторяют краткие предложения из Священной Истории, хотя учитель ежедневно не более одного часа посвящал учению, и сверх сего дети сии по разным причинам, часто по целым неделям не посещали школы.

Егор Гугель Педагогический журнал, 1833, часть 1 (Дается в сокращении)

© Детский сад до детского сада. Егор Гугель 1832–1834. Библиотека газеты «Детский сад со всех сторон»

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Есть комментарий?