Мысли всегда на столько самостоятельно, на сколько можешь
Нельзя выдумать средства, более сильно возбуждающего умственную самодеятельность, как эвристическая форма обучения, ибо она как бы говорит ученику: мысли всегда на столько самостоятельно, на сколько можешь. Она ничего не дает ученику без собственного труда и усилия, по этой форме обучения ему каждое знание приходится брать, так сказать, с бою.
Ученик, который не захотел бы делать умственных усилий, напряжений, который желал бы, чтобы каждое знание ему наперед разжевали и потом уже положили в голову, такой ученик не может учиться в той школе, в которой господствует эвристическая форма обучения.
Эвристическая форма вносит в школу дух жизни, дух труда и деятельности. Бестолковое учение наизусть, усвоение сведений напрокат, одной памятью, зевание в классе, невнимательность при этой форме решительно невозможны, ибо сущность эвристические формы —заключается в том, чтобы школьники постоянно работали, постоянно делали самостоятельные усилия для приобретения и выработки знания. Где же здесь место духу праздности, лености, механичности и прочим злым духам школы?
Эвристическая форма и наглядное обучение совершению нераздельны, одна без другого быть не не должна. Наглядное элементарное обучение требует, чтобы каждая преподаваемая детям наука была разложена на свои самые последние и простые элементы, чтобы преподавание начиналось с этих элементов и чтобы оно было наглядно.
В основе изучения каждой науки должно лежать изучение самими детьми отдельных чувственных предметов и явлений, так как каждая наука в своем историческом развитии всегда начинается с наблюдения частностей, отдельных случаев и предметов.
Учитель! Не сообщай детям общих понятий и формул догматически; умей заставить их думать самих!
Итак, преподавание должно всегда начинаться с наглядного, с конкретного, с отдельных фактов, этого требует элементарное наглядное обучение. Как же оно должно идти далее, когда ребенок ознакомится с элементами? Сущность, цель каждой науки — общие законы и формулы, правила без исключений. Каким же образом сообщить учителю детям эти общие законы и формулы, просто передать их детям или как-либо еще?
Вот здесь и вступает в свои права эвристическая форма обучения, она говорит учителю: сравнивать предметы, находить между ними черты сходные и различные и на основании найденного сходства и различия группировать их в роды и виды, составлять о них понятия, определение; заставляй их самих наблюдать связи и отношения между предметами и замеченные постоянные отношения между ними выражать в общих формулах и законах. Сам же не сообщай им этих формул и законов, а только наблюдай за правильной выработкой их, чтобы они не сбились с прямого пути…
Таким образом, мы считаем возможным открытие научных истин самими детьми по двум причинам:
- научные истины суть обобщения отдельных фактов. Но отдельные факты изучаются самими детьми в силу требования элементарного наглядного обучения;
- чтобы вывести общий закон из отдельных случаев, надо знать, на что следует обратить внимание в отдельных явлениях, что в них главное и что не важное.
Такое необходимое руководство при обобщении представляет детям учитель. Тем, которые не убедятся вышеприведенными доводами и будут упорно стоять на том, что детям самим не по силам открывать научные истины, мы приведем еще следующее соображение: они (возражатели) согласятся, что каждая научная истина должна быть усвоена детьми основательно: а основательно усвоить истину невозможно без понимания, откуда возникла, явилась эта истина, формула, закон, как явилась, какие прямые пути ведут к ней, на каких данных она основывается и пр.
Если же они считают детей способными к пониманию процесса открытия истины, формулы, закона, то мы не видим причин признать их неспособными к самостоятельному открытию истины, когда путь-дорога к нему указывается учителем, когда они «наводятся» на это открытие.
Эвристическая форма обучения — самая трудная форма для учителя
Эвристика более чем какая-либо другая форма обучения предъявляет ему много требований. Плохой учитель, преподавая по этой форме, будет несравненно худшим учителем, чем усвоивший другую форму. У него в буквальном смысле слова ничего не выйдет. Он не сумеет вести дело эвристически; у него не будет и догматической формы, так как он будет стараться вести дело эвристически; у него будет Бог знает что.
Эвристическая форма обучения требует от учителя, чтобы он вполне хорошо, основательно знал свою науку, был бы мастером своего дела. Он не только должен быть отлично знать законы и формулы своей науки, но и должен быть знаком с ее историей, отчетливо представлять себе, каким путем, через изучение каких фактов, через какой процесс умозаключений ум человеческий дошел до известной научной истины. Он должен знать все ошибочные предложения, которые были составлены для объяснения известных явлений, чтобы предохранить от них питомца.
Итак, учитель, прежде всего, не только должен отлично понимать известную научную истину, формулу, закон, но и хорошо знать прямой путь, ведущий к открытию ее, равно как и все кривые: ибо в противном случае он не может быть хорошим руководителем своих питомцев в деле самостоятельного открытия и выработки ими знаний.
Но отлично знать свою науку — это еще только половина дела, половина требований к учителю при эвристической форме обучения, а, пожалуй, и меньше. Надо еще уметь вести питомцев к самостоятельному открытию научных истин, что нелегко. Для этого надо отлично знать умственное состояние своих питомцев; для этого неуклонно, каждую минуту приходится следить за изменением их МЫСЛИ. Для этого в каждую данную минуту надо быть готовым явиться на помощь к питомцу, чтобы ум его не изнемогал в бесплодном напряжении, в бесплодной борьбе с непосильным препятствием; для этого надо, чтобы помощь учителя не делала лишней работу ученика, не освобождала его от самостоятельного умственного напряжения, но только делала бы его плодотворным. Для этого надо вообще, чтобы учитель был только руководителем, наводителем, душой класса, но чтобы работал непременно сам класс. Словом, чтобы учитель был ангелом-хранителем ума ребенка и сохранял — и укреплял его на всех путях его.
Дело высокое, дело святое, но дело трудное
Чтобы эвристическая форма обучения принесла все свои надлежащие плоды, для этого надо иметь в виду еще некоторые важнейшие правила: а) как скоро известная научная истина найдена, ее необходимо сейчас же облекать в строгую и стройную формулу. В противном случае ученики будут понимать ее, будут в состоянии указать путь к ее открытию, но не будут в состоянии выразить ее полно и вместе сжато, связно и определенно, вследствие чего они и не будут полными обладателями ее в каждый данный момент.
Не следует быть педантом в проведении эвристической формы обучения, но надо все, каждую мелочь, каждый пустяк, каждую третьестепенную вводную мысль непременно вывести, открыть. Не следует бояться догматического метода. В разумной школьной практике догматизм и эвристика, наводящие вопросы и вопросы, исключительно направленные к исследованию благосостояния мозгов питомцев (испытательная катехизация), перемешиваются.
Центр, главная форма обучения — эвристическая. Как скоро истина добыта, она сейчас же облекается в формулу и в этом виде догматически усваивается. Не мешает даже с более слабыми учениками ее прокатехизировать.
Итак, эвристика, догматизм (в акроаматической форме), катехизация — все состоит в разумной школе в тесной, живой связи. Да и странно было бы, если бы учитель действительно все старался вывести эвристически, даже, например, название предмета урока. Гораздо естественнее и проще прямо сообщить об этом детям.
Не следует добиваться от детей приблизительно такого ответа, который составил себе сам учитель. Надо довольствоваться каждым ответом, если только он правилен. Надо всеми силами избегать уклонений от прямого пути в сторону пустого совопросничества и балагурства. Постоянно иметь в виду главную цель урока. Надо заставлять работать всех учеников, весь класс, а не некоторых только.
Три важных вывода
Выразим теперь кратко все наше рассуждение в нескольких тезисах:
1. Эвристическая форма обучения есть такая, по которой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учениками под руководством учителя. Внешний вид этой формы в народной школе вопросо-ответный (эротематический). Вопросы — наводящие по преимуществу.
2. Эвристическая форма обучения, правильно поставленная, т.е. неразрывно связанная с элементарным наглядным обучением, вполне сообразна с детской природой, по силам детям и сообразна с природой предметов, преподаваемых в народной школе. Сведения она дает медленно, но зато основательно, так что в результате она ничего не проигрывает лаже по отношению к количеству сведений.
3. Эвристическая форма обучения, по-своему необыкновенно сильно возбуждающая и развивающая умственные силы, есть одно из главнейших средств, которыми располагает народная школа для выполнения своей миссии — просвещения народа.
Ввиду этих тезисов и принимая во внимание, что учительские семинарии имеют целью служить просвещению, а не затмению народа, мы осмеливаемся выразить желание, чтобы в них (учительских семинариях) обучение искусству преподавать предметы по эвристической форме, обучение искусству «сократизирования» ценились бы высоко. Надо, чтобы из наших учительских семинарий выходили «совешенные сократики».
Цитаты по книге «Каптерев» из серии Антология гуманной педагогики, Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001 год